Примерное время чтения: 5 минут
148

Чаще жалуйтесь! Не зная своих прав, мы упускаем свою выгоду

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. «АиФ - Юг» 14/03/2012

Почему предприниматели обманывают потребителя? Готовы ли мы отстаивать свои права? Об этом в канун 20-летия принятия Закона о защите прав потребителей мы разговариваем с заместителем председателя краевого комитета по защите прав потребителей и предпринимателей Галиной Чупровой

Привыкли надеяться на авось

- Колбаса со 100-процентным содержанием мяса, творог, сделанный исключительно из натуральных продуктов, качественная электроника - это реалии, которые должны быть и у нас. Но мы по-прежнему покупаем просроченные продукты, месяцами ждем судебных решений и покупаемся на обманчивые рекламные обещания. Почему?

- Потому что потребитель не всегда готов отстаивать свои права самостоятельно. Раньше он был защищен государством, были всевозможные контролирующие организации, которые обязаны были решить этот вопрос.

Сейчас, конечно, существует Управление Роспотребнадзора. Но работы хватает и нам. В течение дня мы даем около 25 консультаций, участвуем в судебных заседаниях. Мы выпустили справочник потребителя, на остановках разместили информацию - правовую карту потребителя, в которой отражена полная схема действий в случае, если права нарушены.

Кстати, не зная своих простейших прав, мы упускаем и свою выгоду, ведь за каждый день просрочки по замене товара продавец должен заплатить неустойку. 

- В каких сферах чаще всего нарушаются права потребителей?

- Да во всех. Все мы покупаем товары, обращаемся в службы сервиса, ездим на транспорте, пользуемся коммунальными и медицинскими услугами и т. д. При этом наши права достаточно часто нарушаются.

Во всем мире существует три основных способа защиты прав потребителя: через суд, государственные органы, общества защиты прав по­требителей. Как показала мировая практика, эффективной система является лишь в том случае, если по­требитель пользуется всеми тремя способами. 

- Почему зачастую люди пускают все на самотек? Боятся обращаться в контролирующие органы?

- Привыкли надеяться на авось. Но есть и другие причины. С одной стороны, не верят, что добиться справедливости можно. С другой - просто жаль времени. 

А между тем, чтобы получить консультацию, достаточно телефонного звонка. На «горячую линию» нам звонят постоянно. Кстати, люди боятся предъявлять документы. Сами знаете, в сфере услуг очень много мошенников, которые могут использовать ваши данные в корыстных целях. И многие зажимаются. Думают: «Ага, а сколько это для меня будет стоить, а вдруг это во что-то выльется?

- Но есть же, наверное, и борцы за справедливость?

- Самые активные защитники прав потребителей у нас пенсионеры! Уж они-то дотошно во всем разберутся и достучатся до всех инстанций. Однако хочу отметить, что и среди молодежи растет стремление к правовой грамотности.

Даже школьники уже стали интересоваться такими вопросами. Мы ходили в прошлом году по школам с лекциями, там выяснилось, что детей 5-7 классов волнуют вопросы, касающиеся сложной техники: ноутбуков, мобильных телефонов и прочего.

А студентов уже интересуют темы социального характера: транспортные услуги, ЖКХ, квартирные проблемы. Вот если бы каждый обманутый человек отстаивал свою правоту, тогда и производители, и продавцы, и работники сферы услуг старались бы выполнять работу качественней. 

Качество обеспечим только к проверке?

- Можно ли говорить о том, что не только потребитель не созрел для правовых отношений, но и предприниматель тоже…

- Это тоже верно. Существует закон о том, что один раз в три года мы должны проверять предприятия. Но этого мало! К примеру, мне звонит предприниматель из Северского района и жалуется: нас пришли проверять внепланово. А что, собственно, возмущает? Если пришли с проверкой, значит, была какая-то жалоба или информация о деятельности организации, потребовавшая внимания контролирующих органов.

Но, опять же по закону, о проверке должны предупредить. Получается, что три года можно продавать продукты любого качества и только к проверке все соответственно подготовить. Государство, на мой взгляд, упустило этот момент.

В такой большой стране, как наша, должно быть Министерство торговли. А у нас вместо этого Министерство экономического развития. Мы думаем, что экономически нам выгодно, а что нет. А о потребителе забыли.

Министерство торговли во всех развитых странах есть, и государственный контроль не упущен. К примеру, во Франции, если пожалуются на предприятие один раз, руководству выносится замечание. Пожаловались второй раз - предприятие лишают лицензии. А у нас? Сколько продуктов питания, которые не то что неполезны, а просто опасны, продаются в наших магазинах. 

Мы едим генно-модифицированные продукты, творог, который творогом нельзя назвать. Он сделан с добавлением пальмового масла. А вы знаете, что это такое? У него температура плавления выше внутренней температуры человеческого тела.

А это значит, что оно остается в организме мертвым грузом. Все идет от нашего питания. В крае средняя продолжительность жизни понизилась. Но некоторые наши предприниматели и производители думают только о прибыли.

- Как с этим бороться?

- Нужно укреплять нормативно-правовую базу, обеспечить жесткий контроль за содержанием пестицидов, гормональных препаратов в мясе и морепродуктах, ввести предельный норматив на внесение пищевых добавок в продуктах; и самое главное - ограничить количество ТУ.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах