26 мая кубанские выпускники написали первый ЕГЭ основной экзаменационной волны. Дальше - отчаянная борьба за потупление в вуз. Но сегодня, кажется, университетское образование перестает быть главным критерием успешности. Все больше ребят на Кубани задумываются о поступлении в колледжи. С чем это связано?
Дипломы обесценились?
- Я долгое время работала на двух работах, мечтала, чтобы сын поступил в университет. Ведь для того, чтобы сдать ЕГЭ нужно подготовиться – а это репетиторы, соответственно деньги. Моя мечта сбылась, в прошлом году госэкзамен был сдан. По баллам он прошел на географический факультет. Правда быть географом не собирается, - говорит Анна из Краснодара. - Хотел стать программистом, но баллов на соответствующий факультет не хватило. Тем не менее, я довольна и уверена - с образованием он не пропадет.
История типичная. Запихнуть ребенка в вуз любым способом, не задумываясь о том, будет ли он востребован – тенденция конца девяностых, начала двухтысячных.
- В этот период пооткрывалось множество частных вузов, за довольно приемлемые деньги, практически любой мог получить высшее образование, и конечно, люди этим пользовались, - говорит писатель, декан факультета радиовещания Владимир Рунов. – Человек – существо амбициозное, а образование позволяло занять уровень принадлежности к более высокому социальному классу. Но очень скоро вышел казус. Огромное количество выпускников этих коммерческих заведений оказались невостребованными. Качество образования оказалось очень низким, а дипломы, выданные этими вузами быстро обесценились. Очень хорошо была выстроена система образования в советское время. Страна была покрыта сетью профессиональных училищ, техникумов, которые обеспечивали производство специалистами. Способности у всех разные, не каждому суждено стать ученым. Но нормальную профессию мог получить каждый. Выпускников средних учебных заведений называли сержантами индустрии и самое главное, они были востребованными! Что касается высшего образования, то в вуз попадали самые лучшие. Люди годами старались поступить. Да и высших учебных заведений было ровно столько, сколько нужно было для государства. Сегодня, с ситуацией в вузах пытаются навести порядок. Но восстанавливать качество и систему образования придется еще долго.
Сбежали в колледжи
Между тем, ажиотаж вокруг высшего образования проходит.
Значительная часть детей после девятого класса все чаще решают поступать в колледж. Мотивы у каждого свои. Но если анализировать, превалируют два основных: желание скорее начать самостоятельную жизнь и… страх перед ЕГЭ.
- Сын учился довольно посредственно и очень боялся тестов по ЕГЭ, - говорит краснодарка Елена Маслова. – Поэтому, когда он решил уйти после 9-го класса, не настаивала на дальнейшем обучении в школе. Хотя все знакомые недоумевали – как это, мы не стремимся получить высшее образование. Я считаю главное – получить ремесло. Сын хотел стать автомехаником, машинами с детства увлекался. Сейчас он вместе с отцом трудится на СТО. Уверена, с таким мастерством – не пропадет.
Виктория Черкашенко выбрала факультет имущественно-земельных отношений одного из краснодарских колледжей.
- Вначале было тяжеловато, -говорит девушка. - Но в итоге втянулась, привыкла не разбазаривать время, правильно планировать свой день.
По окончании колледжа Виктория собирается поступать в вуз, сразу на третий курс. Такая преференция дается автоматически. Поступит ли она на бюджетное отделение – вопрос. Для себя девушка решила, что выберет заочную форму обучения.
- Буду учиться и работать, - продолжает Виктория. – Выбирая специальность, я думала о том, чтобы профессия была востребована и хорошо оплачивалась.
Однокурсницы Виктории вряд ли мечтали заниматься кадастровой оценкой земель. Подавляющее большинство не знали, что это подразумевает. Поступить позволили хорошие оценки, полученные на ГИА и закрепленные в аттестате о неполном среднем образовании. Стресс, пережитый в ходе подготовки к ГИА, заставил многих, даже отлично успевающих мальчиков и девочек усомниться в успешной сдаче ЕГЭ. А чем меньше балл, как известно, тем хуже перспективы поступления в вуз. Дети говорят, что в колледжи «сбежали», в основном, те из одноклассников, кто ответственно задумывается о своем будущем.
Галина Яковенко, специалист по связям с общественностью колледжа права, экономики и управления, подтверждает, что количество поступающих в колледжи на Кубани в последнее время выросло:
- Рождаемость растет, и это не может не сказываться на общей цифре. Но, наверное, главной причиной притока бывших школьников в средние учебные заведения является страх перед ЕГЭ. Многие не могут до сих пор переступить этот психологический барьер и продолжают учебу в колледжах и техникумах. К сожалению, не могу не отметить, что уровень подготовки абитуриентов снижается. Образовательные стандарты школы и колледжа не совпадают. Поэтому приходится много времени тратить на адаптацию ученика.
- В выборе профессии, хуже всего – неосознанный выбор, - считает директор одного из краснодарских техникумов Татьяна Токарева. - За подростка обычно решают родители, или он ориентируется на мнение друзей. Хочу посоветовать всем родителям, решающим судьбу ребенка, проанализируйте, какую работу он сможет потом найти, будут ли перспективы, подходит ли направление деятельности к его склонностям. И тогда уже советуйте, куда пойти учиться.
Галина Яковенко считает, что профориентационные занятия надо начинать с четвертого класса школы. Чтобы к девятому ребята уже имели представление, чем они хотят заниматься в жизни. Также необходимо налаживать систему взаимодействия с работодателями: экскурсии на производство, целевое обучение и пр. Тогда выпускники будут подходить к выбору будущей профессии более осознанно.
В то же время Ирина Красина, ответственный секретарь центральной приемной комиссии КубГТУ, уверена, что отток абитуриентов в колледжи вузам не вредит. И, наоборот, помогает ребятам настроиться на учебу, чтобы потом, после колледжа, задуматься о высшем образовании серьезно, а не ради диплома:
- Последние три года проходной балл по ЕГЭ оставался на одном уровне. Это говорит о том, что степень подготовки учеников не изменилась. Но в последнее время наблюдается приток абитуриентов из числа выпускников колледжей и техникумов. Надо сказать, что они приходят более самостоятельными и с определенными жизненными целями. Так что, с одной стороны, учреждения среднего профессионального образования «отнимают» у нас студентов, с другой стороны, после они приходят к нам мотивированными на учебу и часто достигают больших высот, чем вчерашние школьники.
Все эксперты сходятся на том, что серьезное желание учиться и осознание, для чего это нужно в жизни, и есть главные критерии успешности молодого специалиста.