В школах Краснодарского края начался очередной учебный год. Главная проблема на этот раз - «перенаселение». Хотя еще буквально 3-4 года назад в учебных заведениях с трудом набирали по три класса первоклашек, а старшеклассников - и того меньше.
Теоретически мест в кубанских школах хватает всем. Очередей, как в детские сады, нет. Но в большинстве городских школ дети учатся в две смены. Количество учеников даже в сельских классах часто не меньше 25 человек. Понятно, что, несмотря на новое оборудование, модернизацию системы образования, энтузиазм педагогов, научить в таких условиях непросто.
А ну-ка подвинься!
На рубеже 90 - 2000-х годов детей на свет появлялось мало. Школы закрывали за ненадобностью, а немногих оставшихся учеников переводили в соседние учреждения. Только в 2007 году в Краснодарском крае закрыли 40 школ. Ныне времена изменились. Женщины рожают все больше, в семье появляется второй, третий малыши. Новые учебные места, школы просто необходимы. Особенно в городах,где строят новые жилые микрорайоны, а инфраструктура в них отсутствует.
Самая главная проблема раздутых классов - падение качества обучения. Согласитесь, трудно найти индивидуальный подход к каждому ребенку, когда в классе их не меньше 25.
- Психологи подсчитали, для создания благоприятного микроклимата в классе должно быть 15, максимум 20 учеников. В таком случае можно создавать и сплачивать единый коллектив и в то же время соблюдать правило индивидуального подхода. Понятно, что и донести информацию, обучить малое количество человек гораздо проще и эффективнее, - считает Наталья Котляр, финалист конкурса «Учитель года». - У нас, конечно, классы большие. В нашей школе, к примеру, в пятом классе обучается 28 учеников. Это очень много для эффективного процесса. Кроме того, нет системы дифференциации учеников на сильных, средних и с необходимостью коррекции. Но поймите, нельзя, условно говоря, заставить одновременно тренироваться олимпийца и паралимпийца и требовать от них одинаковых результатов. Так же и с детьми.
- Финансирование отрасли образования в нашем крае ежегодно растет. Сегодня система образования имеет самый большой бюджет среди других социальных направлений. И результат налицо. Все школьники обеспечены учебниками, выделены средства на льготное питание для детей из многодетных семей. Капитально отремонтировали свыше 500 спортивных залов, модернизировали более 1000 пищеблоков. В учреждениях образования появилось мультимедийное оборудование, - говорит Николай Байрачный, заместитель министра образования и науки Краснодарского края. - Есть еще одно приоритетное направление - повышение заработной платы педагога. Она растет в соответствии с майскими указами президента. На сегодняшний день учителя на Кубани получают больше 28 тыс. руб. С одной стороны, все хорошо. С другой, выяснилось, что в некоторых местах повышение зарплаты происходило за счет увеличения учебной нагрузки на педагога. Это недопустимо. Не имеет смысла повышать заработную плату, если не созданы нормальные условия для совместной работы ученика и преподавателя. Демографическая ситуация у нас существенно улучшилась, количество детей заметно растет. А значит, необходимы новые школы. Чтобы не допускать «перенаселения» учреждений образования и сохранить, улучшить качество обучения.
Однако есть и другие насущные школьные проблемы.
Физкультура без спортзала
- Не все школы имеют специализированную охрану, не оборудованы системами видеонаблюдения, а в 83 школах нет спортзалов. Как правило, в таких случаях дети занимаются на улице до наступления холодов, а потом перебираются в холлы или местные ДК, договариваются с другими школами, где есть специальные залы для занятий спортом, - рассказал Антон Лопатин, пресс-секретарь краевой прокуратуры.
Очень условно приняли школу № 8 Краснодара. Дело в том, что там до сих пор идет ремонт и занятия невозможны. В итоге принять-то ее приняли, но до окончания ремонта детям придется заниматься в другом учебном заведении.
Трудная дорога к знаниям
Родители школьников из маленького хутора Хлебодаровского Лабинского района начала учебного года всегда ждут настороженно из-за неизменных дорожных проблем. Учатся ребята в школе хутора Соколихин. Однако школьный автобус, который забирает детей из других соседних хуторов, в Хлебодаровский почему-то не заходит. Приходится водить детей через реку пешком несколько километров. В слякоть, дожди и снегопады. Возмущенные жители много лет добивались, чтобы наладили транспортное сообщение. Ситуацию удалось разрешить только в этом году.
- Проблема была в должном оформлении автобусной остановки. Сейчас там поставили соответствующие знаки, сделали место для остановки, разворота транспортного средства, оборудовали красивую скамейку. На прошлой неделе прошел сход граждан. Сообщили, что с этого учебного года школьный автобус будет заезжать и к ним, - рассказал Анатолий Жолудев, заместитель главы администрации Вознесенского сельского поселения Лабинского района.
Кстати, состояние дорог, наличие светофоров, переходов, ведущих к школе, - это еще одна проблема. В станице Холмской Абинского района возле школы искусств есть пешеходный переход, светофор… Но включили его только к 1 сентября. А ведь это одна из самых оживленных трасс, ведущих к морю.
Состояние дорожного полотна сельских дорог, по которым возят детей, также во многих местах вызывает серьезные опасения. Залатать все огрехи к первому сентября невозможно. Но ведь это тоже должно быть частью подготовки к безопасному учебному году.
- Мы возим ребенка в школу в станицу Каневскую, - рассказала жительница станицы Привольной Ирина Соколовская. - Дорога находится в ужасном состоянии. Авария за аварией. Остается только молиться, чтобы довезти сына в целости и сохранности. Из соседних хуторов тоже возят детей по этой дороге. Неужели нельзя наконец отремонтировать капитально дорожное полотно, чтобы обеспечить безопасность людей?
В администрации Каневского района заверили, что о проблеме знают. Дорогу капитально ремонтировали еще в 2001 году. С тех пор - только текущий ремонт. Беда в том, что сейчас по ней ходит очень много большегрузов, которые разбивают трассу. Отсюда ямы, колеи. Сейчас дорогу ремонтируют. Когда ее полностью приведут в порядок, неизвестно. Автомобилистам же советуют просто быть осторожнее.