Виноделие и виноградарство – одна из перспективных отраслей в Краснодарском крае. Если раньше ставку делали на большие заводы, то сегодня активно развиваются и частные предприятия. Причем у многих задача не только вырастить виноград, сделать из него продукт. Важно сделать уютное место, куда будут приезжать туристы, дегустировать вино, фотографироваться в красивом месте, а главное покупать продукт и возвращаться за ним. Другой вопрос, кто всем этим будет заниматься – выращивать сады, собирать урожай, делать вино.
Нужны ресурсы
В Краснодарском крае отрасль виноделия входит в топ-15 специализаций, востребованных работодателями в регионе. В списке наиболее дефицитных профессий находятся торговые представители, продавцы, консультанты, кассиры, разнорабочие, агрономы, операторы производственных линий, электромонтажники, менеджеры по продажам, кладовщики, водители.
Сейчас на Кубани, одном из главных винодельческих регионов России, началась уборка винограда. Как здесь обстоят дела с кадрами для отрасли?
Сотрудники известного портала по поиску кадров сообщают, что бизнес, в том числе и винодельческий, растет и развивается, переориентируется на новые рынки, занимает доступные ниши, ежегодно закладываются тысячи гектаров виноградников – выращивать виноград и производить вино становится престижно, и в этот бизнес постоянно приходят новые игроки. Все это значит, что компаниям нужны люди. Многие работодатели не только не замедляют темпы подбора, но и планируют увеличивать штат. Согласно недавнему опросу российских компаний, на вопрос о планах набора сотрудников около 60% работодателей сообщили, что планируют увеличить численность персонала до конца 2023 года.
Предприятия с удовольствием берут на работу молодых специалистов – растят смену.
«Виноделие – бурно развивающаяся отрасль, наукоемкая, затратная и, в отличие от классического полеводства, требует больших человеческих ресурсов. Ее специфика такова: почти все технологические операции на винограднике выполняются вручную. С каждым годом площади виноградников растут. Из-за этого отрасль нуждается в сотнях специалистов: виноградарях, бригадирах, агрономах», – говорит Михаил Осипов, декан факультета плодоовощеводства и виноградарства Кубанского государственного аграрного университета.
Битва за людей
Однако «свободных рук» на рынке труда нет.
«Основной спрос на работников сосредоточен в нескольких профессиональных группах: рабочий персонал, производство, сервисное обслуживание (37%), продажи, обслуживание клиентов, розничная торговля (33,5%), строительство и недвижимость (14,7%). Получается, что работодатели в нескольких совершенно различных сферах бизнеса борются в основном за одних и тех же людей, – утверждает Юлиана Передерий, руководитель по связям с госорганами сайта поиска работы. - Это справедливо и для виноделия – в топ-15 специализаций, востребованных работодателями в отрасли в Краснодарском крае, входят и самые дефицитные профессии с индексом конкуренции, который показывает, что на представленную вакансию подали резюме менее 4 человек. Речь идет о торговых представителях (1,7 резюме на вакансию), продавцах, консультантах и кассирах (1,9), разнорабочих (2,0), агрономах (2,1), операторах производственных линий (2,1), электромонтажниках (2,5), менеджерах по продажам (2,6), кладовщиках (3,3), водителях (3,6).
С начала года были размещены или обновлены более 1 800 резюме соискателей на Кубани, в которых есть упоминание винодельческой отрасли или работы с винной продукцией. Среди них как часто встречающиеся менеджеры по продажам, так и более редкие бренд-амбассадоры, кависты, винные гиды, виноделы и сомелье».
Решение в «моменте»
Что делать и что уже делают работодатели в сферах, связанных с виноделием, чтобы создать поток кандидатов и закрывать вакансии? Одно из частых решений – «перекуп» специалистов: 59% работодателей в качестве решения проблемы дефицита кадров видят рост ФОТ – фонд оплаты труда.
Повышение зарплат – это решение «в моменте», людей нужно набирать прямо сейчас, но многие работодатели в винодельческой и близких к ней областях готовы играть «вдолгую», работая с учебными заведениями, реализующими образовательные программы агробиологических направлений.
«В последние годы мы отчетливо наблюдаем повышение интереса абитуриентов к поступлению на наш факультет. Растет количество мотивированных молодых людей, осознанно желающих связать свою жизнь с виноградарством и виноделием, промышленным и декоративным садоводством, овощеводством. Соответственно, и процент выпускников, трудоустроенных, например, в отрасли виноделия, растет», – делится Михаил Осипов.
Молодые, перспективные
Никита Белокуров учится на втором курсе факультета плодоовощеводства и виноградарства. Каникулы он решил посвятить изучению будущей профессии и устроился на один из крупнейших винодельческих заводов Тамани.
«Я из Белореченского района, моя семья занимается выращиванием фундука, – рассказывает Никита. – Дома у нас есть небольшой виноградник, и с детства я вместе с отцом занимался им – высаживал саженцы, опрыскивал, собирал урожай. Мне так нравился этот процесс, что, когда я заканчивал школу, вопрос – кем быть не стоял. Я знал, что хочу стать виноградарем, поехал в Краснодар и поступил в аграрный университет. Учиться очень интересно, но я с нетерпением ждал лета и каникул, чтобы свои знания применить на практике. Моя будущая профессия называется «энолог». Что это значит? Я должен знать весь процесс – от высадки саженцев до производства вина. Летом устроился на завод по производству вина в Тамани. Надо сказать, что на предприятие меня взяли без проблем – молодые специалисты нужны всем. Моя должность называется «обработчик виноматериала». Работа мне очень нравится, и я с удовольствием просыпаюсь и иду на завод. Сейчас высокий сезон, и продлится он до середины осени. К сожалению, в конце сентября мне придется вернуться в город, так как нужно учиться, теория тоже важна».
Никита признается, что молодежь на предприятии очень ценят и платят достойную зарплату, что, конечно же, очень приятно.
Целевое направление
На факультете плодоовощеводства и виноградарства говорят, что работодатели активно участвуют в образовательном процессе – они открывают учебные аудитории в вузах, проводят мастер-классы, запускают стипендиальные программы, предоставляют места для прохождения стажировок и практик, присутствуют на защите выпускных квалификационных работ.
«Зачастую именно контакт с производством положительно сказывается на росте числа мотивированных студентов, будущих виноградарей – виноделов. Предприятия, понимая, что кадровый потенциал необходимо оперативно наращивать, проводят программы по профориентации как на площадке вуза, так и на своей территории, яркий пример – известные винодельни края, они в том числе мотивируют абитуриентов на поступление в вуз при поддержке договора о целевом обучении, предполагающего в отдельных случаях меры материального стимулирования», – говорит Михаил Осипов.