Источник статьи: onedivision.ru
Автор: Зайцев Максим
Больше месяца прошло с того дня, как "Жемчужина-Сочи" досрочно покинула первенство ФНЛ. За это время многие высказались по поводу краха команды, "за которой будущее", и дали свою оценку происшедшему. Однако картина была бы неполной без мнения Олега Василенко – тренера, который вывел сочинцев в первый дивизион и добился с ними 8-го места в турнирной таблице.
Олег Василенко, ныне занимающий пост наставника молодежного состава ФК "Краснодар", в беседе с корреспондентом портала OneDivision.ru рассказал о том, что известие о снятии сочинского клуба с первенства стало для него полной неожиданностью.
– Олег Петрович, как вы узнали о снятии "Жемчужины" с первенства ФНЛ?
– Я узнал об этом 6 августа из прессы. К тому времени я уже работал в ФК "Краснодар". Признаюсь, это известие повергло меня в состояние шока. Я много читал и слышал о трудностях, которые испытывает "Жемчужина", но и не предполагал, что команда снимется с первенства.
Я с переживанием относился ко всем известиям, что доходили до меня, потому что этот клуб по-прежнему мне близок. Был уверен, что проблемы носят временный характер и трудности удастся преодолеть, после чего команды будет двигаться только вперед. Я знаком с Дмитрием Якушевым и представляю, сколько усилий потратили все, кто работает в клубе. Просто не верилось, что все может так закончиться. Происшедшее идет в разрез с законами логики.
– Однако многие имеют на этот счет иное мнение – якобы Якушев просто использовал футбол для того, чтобы успешно лоббировать в Сочи свои интересы в сфере бизнеса. Как вы оцениваете подобный вариант развития событий?
– В такой точке зрения больше эмоций, нежели здравого смысла. Когда Якушев финансировал клуб, все были довольны. Когда же "Жемчужина" снялась с первенства, появились разного рода домыслы. Подобные теории могут возникнуть у тех, кто никогда не общался с Якушевым. Наши дорогие болельщики крайне субъективны. Каждый что-то додумывает... Получается испорченный телефон.
Я лично знаком с президентом "Жемчужины" и могу подтвердить, что он действительно любит футбол и искренне поддерживал клуб, прикладывал много усилий для его развития. И я уверен наверняка, что он не стал бы прикрываться футболом, чтобы получить какие-то выгодные бизнес-контракты.
– Как вы считаете, почему на всех этапах развития клуба прослеживался максимализм? Сначала в "Жемчужину" были вложены огромные для команды такого уровня средства. Потом, когда можно было сократить расходы и дать клубу доиграть в первенстве, перейти в низшую лигу, руководство поступило по принципу "все или ничего".
– Любой, кто чего-то добился в жизни, амбициозен. Дмитрий Якушев как раз такой – сильный и умный, победитель по натуре. Почему было решено, что клуб снимется с первенства, не доиграв сезон, я не знаю. На мой взгляд, случившееся – это шаг назад. Однако сделан он лишь для того, чтобы потом сделать два шага вперед.
– Вы полагаете, что это еще не конец?
– В глубине души я на это надеюсь. Зная людей, которые руководили "Жемчужиной", и президента клуба, считаю, что основания для подобной надежды имеются.
– Как вообще стоит оценивать снятие клуба с соревнований?
– С профессиональной точки зрения, подобное событие всегда неприятно. Когда начинается чемпионат, всех от тура к туру завораживает его ритм, адреналин. И тут снимается команда. Не важно, твоя ли это команда или чужая – появляется ощущение пустоты. Как будто из паззла выпал один элемент. Картина вроде бы есть, но чего-то в ней не хватает.
– О чем говорит факт снятия команды по ходу сезона? Может быть, причина в низком уровне футбольной инфраструктуры в России?
– Я бы не стал делать таких выводов. Как бы то ни было, футбол в России развивается. Мы явно прогрессируем. А то, что случается с футбольными клубами, с "Сатурном", "Москвой", той же "Жемчужиной"… Наверное, это закон природы. Как по Дарвину – выживает сильнейший. Тут важно всегда все взвешивать, обдумывать, а стоит расслабиться – и тебя выбросит за борт.
– Может, причиной фиаско стало то, что сочинский клуб начал интенсивное движение вперед и, возможно, переоценил свои возможности?
– Есть разные пути развития. Не существует единственно верного способа достичь успеха. Да, наверное, руководство "Жемчужины" выбрало слишком путь слишком интенсивного развития. Но нам не стоит осуждать их за это.
Планомерное развитие, без громких слов и дорогих трансферных покупок, – мне ближе. Идти к поставленной цели, без опережения времени. Но я не могу сказать, что путь "Жемчужины" был неверным.
– Будущее российского футбола за частными или за государственными клубами?
– Будущее – за футболом в целом. Не стоит делить футбол и доказывать, кто в нем "царь горы". Не важно, в частных ли руках клуб или под опекой государств, ведь футбол – это в некотором роде семья. В любой семье надо делать все вместе, тогда она будет процветать и расти. Но если кто-то начинает бить себя в грудь и доказывать, что он здесь "царь горы", то ни к чему хорошему это не приведет.
Состязательный элемент является единственным путем развития и совершенствования отечественного футбола. Не важно, какие деньги в футболе, частные или государственные, главное, чтобы в нем присутствовала подлинно спортивная составляющая.
С другой стороны, мне ближе позиция частного клуба. Человек, который может позволить себе содержать футбольный коллектив, будет понимать, во что вкладывается каждая копейка, и следить за этим. Когда же человек распоряжается чужими деньгами, он может кидать их налево и направо. А кровно заработанными деньгами разбрасываться мало кто будет. Их всегда считают и обдумывают, на что их рационально потратить.
– Где для вас предпочтительнее работать – в частном или государственном клубе?
– Для меня вообще не существует такого вопроса. Меня волнуют цели, которые ставят передо мной при приеме на работу. Придя в новый клуб, я думаю, прежде всего, о том, интересно ли мне здесь работать, смогу ли я профессионально развиваться в нем. Неважно, частный ли клуб или государственный. Важно, насколько в нем отлажены все механизмы, какие люди работают на местах, насколько квалифицированы специалисты. Вот это действительно имеет значение.
– "Жемчужина-Сочи" был клубом с отлаженным механизмом работы?
– В "Жемчужине" каждый занимался своим делом. И я был счастлив, работая в этом клубе уже потому, что мог заниматься исключительно своим любимым делом. В "Жемчужине" я отвечал только за тренировочный процесс и селекцию, не отвлекаясь на другие вопросы.
В Сочи сложился достаточно амбициозный, идущий в ногу со временем коллектив, который на каждом участке добросовестно выполнял свою работу. Ту атмосферу, которая царила в "Жемчужине", я больше не встречал нигде. Это была атмосфера семьи. Для меня это было удивительно. Начиная от горничной и заканчивая президентом, все старались сделать максимум полезного для клуба. Все занимались одним общим делом. При этом каждый уважал друг друга и искренне старался помочь. Я считаю, что создание такой атмосферы – очень большее достижение сочинского клуба.
– Почему же, учитывая сказанное вами, этот клуб столь быстро прекратил существование? Где была допущена ошибка?
– Я не могу ответить на этот вопрос. Люди, которые стояли у истоков "Жемчужины-Сочи", сохраняют веру и надежду. Да, команда снялась с первенства ФНЛ, но сохранился дубль. Продолжает функционировать детская школа, а это свидетельство того, что клуб "Жемчужина-Сочи" просто споткнулся. Не важно, как именно ты упал, важно, как ты встанешь. Надо найти в себе силы подняться с колен и отряхнуться. И я уверен, что когда-нибудь именно это и произойдет. В Сочи должен быть футбол – там потрясающие болельщики.