В католическом календаре третьего мая почитается память святых апостолов Филиппа и Якова. Но некоторые европейские народы, например, чехи и словаки, «филиппо-якубской» называют ночь на первое мая, известную также – во многом благодаря «Фаусту» Гете – как Вальпургиева ночь.
Действительно, если обратимся к истории, окажется, что день памяти апостолов был перенесен на несколько дней, возможно, чтобы не ассоциироваться с ночью, имеющей дурную славу…
А вот какая легенда бытовала об апостолах Филиппе, Якове и св. Вальбурге (или Вальпургии). Сразу оговоримся, что это всего лишь легенда, так как апостолы жилы в I-м, а Вальбурга – в VIII веке.
Когда-то давно путешествовала по миру св. Вальбурга вместе с апостолами Филиппом и Яковом, провозглашая свет христианской веры. Люди относились к ним с уважением. Но все-таки нашлись те, кто усомнился в чистоте отношений между женщиной и двумя мужчинами.
Начали их оскорблять, и наконец дело дошло до судьи, который должен был решить, виновны ли эти трое путешественников в разврате.
Судья приказал Вальбурге посадить вечером в землю свой дорожный посох: если к утру он зазеленеет, то все трое смогут продолжать свой путь, а если нет – им присудят соответствующую кару. Утром судья выглянул из окна – посох стоял весь покрытый зеленой листвой! Все обвинения с путников были сняты…
Отсюда берет свое начало европейский обычай «ставить май». «Маем» называли высокое дерево (ель, можжевельник или березу), которое очищали от ветвей и коры, оставляя нетронутой только зеленую крону, а под ней вешали венок, украшенный разноцветными лентами и цветами.
Этот обычай был настолько популярным у тех же чехов, что они, приехав на Северный Кавказ в конце XIX века, продолжали его соблюдать и на новой родине (правда, передвинули его на Троицу, видимо, аналогично соседям-казакам, которые украшали свои хаты и дворы зелеными ветками, «маяли» их, как раз на Троицу).
Вначале такие деревья ставили на краю села как охрану от нечисти, которая избегала таких мест. Позже они стали символом любви: если утром девушка видела перед своим окном поставленный «май», она могла быть уверена, что ее любимый действительно любит ее.
Сам же влюбленный юноша бодрствовал неподалеку, охраняя свое деревце от приятелей, пытавшихся его срубить.
Кстати, столь популярные у нас маевки – это вовсе не творение дня международной солидарности трудящихся. Они своими корнями уходят в язычество, когда молодежь собиралась на ночные гульбища и отправляла обряды под открытым небом.
Итак, считалось, что в ночь на 1 мая собираются на шабаш ведьмы, и, чтобы их отогнать, чехи сжигали их чучела.
Обычай этот восходит к ужасной средневековой практике сжигания ведьм на кострах, но теперь он гораздо более мирный.
У майских костров люди поджигали метлы, ставя их на самом высоком месте – тоже чтобы отвадить ведьм. Пепел от этих метел молодицы вставляли в свою одежду, а мужчины разбрасывали в хлеву.
Верили, что это способствует плодовитости как у людей, так и у скотины. Горящая лучина от такого костра оберегала от злых духов, и в эту ночь никто не ходил по земле без света, особенно мужчины.
Ведь ведьмы не простили им, что именно мужчины были инквизиторами, которые приговаривали их товарок к смерти.
И сегодня в Словакии мужчины ходят в эту ночь с зажженными фонариками. Если же у кого-то не будет при себе какого-нибудь источника света, того ведьмы словят и разорвут на кусочки, разбросав их в местах, где ранее совершались самоубийства.
Целые сутки – от полуночи первого до полуночи второго мая – люди не пили проточной воды. Считалось, что так они уберегут себя от засухи, а в случае паводка никто не утонет.
А еще, чтобы не притекло в дом горе и не вытекли любовь, деньги и здоровье. Поэтому до полуночи первого мая набирали в посуду столько воды, чтобы хватило на все следующие сутки, когда можно было пить только стоячую воду.
В первый день мая водяные, живущие в прудах и ручьях, очищали свои владения от мусора, который люди в течение всего года выбрасывали к ним в водоемы. Проточную воду не пили также, чтобы не тревожить водяных.
Но не все было так страшно в Вальпургиеву ночь, были и добрые приметы. Так, в полночь того дня возлюбленные целовались под цветущей черешней, веря, что их любовь будет длиться весь год, до следующего мая.
Чтобы набраться силы, мужчины обнимали стволы деревьев твердых пород – бука или дуба, а женщины, чтобы набраться силы плодовитости, обнимали березу.
Такими были майские обычаи и приметы у чехов и словаков, которые они принесли к нам на Кубань и о которых сейчас помнят только глубокие старики. Верить им или нет – дело ваше.
Добавим лишь, что усыпальница св. Вальбурги, находящаяся в Германии, стала местом массового паломничества благодаря чудотворному елею, сочащемуся из нее…
Авторы: Владимир Пукиш, Блажена Шопорова («Словенске корене»)
Яндекс видео / Загружено пользоателем «Эрни»