Одна из самых любимых русских сказок вернулась в стены краснодарского краевого театра кукол. Но теперь «Заюшкина избушка» представлена в версии автора «Вредных советов» Григория Остера.
По сути, этот современный поэт любим, как мне кажется, не столько детьми, сколько взрослыми. Для детей он несколько развязен и грубоват.
Но режиссеру – постановщику и автору сценографии Константину Мохову как – то удалось преодолеть отдельные остеровские недостатки и создать красивую сказку. Сценография явно вступила в бой за эстетическое против застольно-анекдотического, что присутствовало в смысловой характеристике.
Премьерой этого спектакля, которая состоялась 30 мая, театр еще раз подтвердил уместность создания малой сцены, с которой лично я познакомилась совсем недавно на спектакле «Зимняя сказка».
Оба спектакля даже, как мне показалась, пребывают в определенном диалоге. Они оба осмысляют мир русского бытия. Почему это столь важно? Может сегодняшнему ребенку, воспитанному на Гарри Потере неплохо бы напомнить, что есть такая забытая страна, в которой они, между прочим, живут. И эта страна очень красива.
В «Заюшкиной избушке» главным героем становится не какой-то конкретный персонаж, а лес с увесистыми, темно зелеными елками и соснами, в дебрях которого и существуют персонажи. К концу спектакля мы уже начинаем хорошо разбираться в его географии. Но полностью погрузиться в него нам не удается.
Все пространство забрано в масштабную раму, отчего происходящее воспринимается движущейся картиной. Вначале она прикрыта ажурной кисеей зимнего узора, за которым угадывается такой же январский пейзаж.
Но вот он распадается на наших глазах. Точнее его часть, та что являет собой лисий дом. Его обитательница остается в буквальном смысле на улице. А дальше сюжет начинает развиваться стремительно.
Но кто не знаком с сюжетом? Правда, в сказке, как мне казалось, все было как то более протяженно по времени. Долго Лиса втиралась в доверие к Заюшке, постепенно наглея и меняя тактику.
Зайца вообще-то не жалко. За ним в куклах проглядывает не доверчивый сказочный русский трудяга - крестьянин, а современный бывший интеллигент с подругой – раскладушкой в плане единственного движимого имущества.
Остается вопрос, где он домом-то таким разжился. Лиса своей энергией и хваткой явно вызывает больше симпатий.
И вот оно главное событие – бесконечное блуждание по чудному лесу, красоты которого никто не замечает. Персонажи как будто бы живут отдельно от него и по душевным и нравственным качествам его откровенно не достойны.
Волк глуп, Медведь жаден. А смешнее всех выглядит роскошный красавец Бык, мощь которого поражает воображение. На деле он боится всего и вся.
Что касается Петуха, отвага которого ничем не мотивирована, кроме потребности вмешиваться в чужие дела, то ему, как выясняется, приходится ежесекундно вытаскивать кого-то из беды, поскольку по всему лесу Лисицы отбирают дома у Зайцев.
Надо отметить, что здесь снова производит самое яркое впечатление работа художника по куклам заслуженного работника культуры России Елены Мацкевич.
Созданные ею герои не просто иллюстрируют текст. В них столько разнообразных характеристик, что почти ни к одному из них нельзя отнестись однозначно.
Не пушистость и мягкость, как в любой детской сказке исчерпывает их обаяние. Они вовсе не обязательно должны быть милы и уютны, как это принято в театре кукол. Скорее тут уместно вспомнить о басне, где звериные персонажи так похожи на людей.
И в самом деле Лиса – это крикливая сударушка, которой палец в рот не клади. Но ведь право имеет: больно уж красива. Медведь так же вполне узнаваемый персонаж – эдакий дядька при власти, на авантажность которого не стоит рассчитывать. А вот Петух – птица по нынешним временам редкая, но кому не припомнится какой – ни будь правозащитник или журналист, бог знает зачем сражающийся за права обиженных.
Спектакль мне довелось посмотреть в компании взрослых. И было так понятно, что и этой категории зрителя, а не только детям от трех лет, эта сказка пришлась по вкусу.
Тем более, что с точки зрения актерской, кукловожденческой техники все было выполнено практически безукоризненно (режиссер-репетитор заслуженная артистка Кубани Анна Сезоненко).
Насыщенный густой брутальный голос Дмитрия Часовских раскрашивал по разному мужских героев второго плана, а Вера Лукьяненко и Наталья Голубь сообща оживили незадачливого Зайчишку.
И вряд ли столь полнокровной и славной злюкой получилась бы Лиса, если бы не голосовые обертоны Елены Боровичевой, которой помогала в оживлении куклы Дарья Лысякова. Прибавьте к этому Евгения Суманеева, и получится слаженный, интересный актерский ансамбль.