Роскошный зал, люди в лучших нарядах и обязательный перекус в буфете… Потом тишина - и снова со сцены бессмертные герои Шекспира или Чехова вещают о страстях в кринолинах и париках. Многие, особенно представители старшего поколения, привыкли именно к такому театру. Краснодарский актер и режиссер Арсений Фогелев вместе со своими единомышленниками создал совершенно иной театр. Среди кирпичей и арматуры актеры показывают свое видение человеческой души. И ведь действует! Зрители так же плачут и смеются на нетрадиционных спектаклях.
Стал ли театр «немодным»? Нужна ли нам классика? Чему учит современное искусство? Об этом и многом другом мы и побеседовали с Арсением Фогелевым.
Забудьте про кринолины!
«АиФ-Юг»: - Сегодня многие режиссеры «ищут» новые формы выражения, другую подачу. Как реагирует современный зритель на авангардизм?
А. Ф.: - Многие до сих пор воспринимают театр как застывшее кринолинно-нафталинное действо. И с трудом воспринимают отступления от канона. Человеку свойственно опасаться всего нового. Но это не значит, что не нужно искать и пробовать другие подачи. Иначе можно докатиться до мысли, что вообще прогресса в жизни не нужно.
Сейчас появилось много необычных спектаклей и театров. К примеру, в Питере есть постановки, которые длятся всего 5 минут. Представляете, как сложно вместить в такой мизерный отрезок времени необходимые мысли и чувства?!
Билеты, кстати, на эти пятиминутные спектакли стоят столько же, как и на полуторачасовые представления. И люди ходят и платят. Значит, им это нужно. Конечно, не всем. Недавно к нам в театр заходила женщина лет 60. Огляделась вокруг: «Ну нет, что это за театр с кирпичами? Это не мое». И ушла. Что поделать, у каждого свой зритель. Главное, чтобы он вообще был. Хотя на Кубани публика в большинстве своем очень консервативна. Какой-то особый здесь менталитет с сильными традициями. Это не плохо. Но зачастую, цепляясь за старое, люди полностью отвергают новое.
ДОСЬЕ | |
---|---|
Арсений Фогелев. В 2007 году закончил Ярославский государственный театральный институт по специальности «актер драматического театра и кино». Свою сценическую жизнь начал в 6 лет, когда появился на сцене Тульского драматического театра им. Горького в спектакле «Анна Каренина», роль Сережи Каренина. С 2007 года играет в Краснодарском академическом театре драмы. В 2013 году группа артистов этого театра объединилась и создала свою площадку для сценических экспериментов «Один театр». |
«АиФ-Юг»: - Классика по-прежнему остается «нашим всем». Многие считают, что лучшее в литературе уже написано. Поэтому современные авторы часто незаслуженно «ставятся на полку». А как вы относитесь к классике?
А.Ф.: - Я против тотального изнасилования классики. Пробегитесь по репертуарам нынешних театров. В каждом есть две пьесы Чехова, Шекспира, Островского. И соревнуются, кто лучше поставит «Дядю Ваню». Но это неправильно. Театр должен развиваться, меняться вместе с обществом. Отражать современные реалии жизни. Нередко слышу, что сейчас нет достойных авторов, вот и приходится «эксплуатировать» классику. Неправда! Есть много хороших авторов и произведений.
«АиФ-Юг»: - Среди множества предлагаемых нам развлечений театр потерялся, ушел на второй план. Как заманить молодежь в «храм искусства»?
А. Ф.: - В Советском Союзе у человека было мало развлечений. Главным из них был театр. Сейчас есть и клубы, и фестивали, и боулинги, и пр. Театр постепенно стал «немодным», что ли. Вместо этого престижно «зажигать» в ночном клубе, ездить на «Порше» и отдыхать в Европе. В Краснодаре очень мало театралов. В большей степени это объясняется тем, что наш город разрастается за счет приезжих из сельской местности. А во многих станицах и хуторах даже клубов сейчас не осталось. Детей не приобщали к искусству. С чего они сейчас начнут к нему тянуться?
ОПРОС | |
---|---|
В 90-е годы мы потеряли целое поколение зрителей. Не до искусства было всей стране. Театры закрывались, актеры подались в бизнес. Последствия лихих 90-х мы расхлебываем до сих пор. Но я знаю молодых людей, которые считают, что ходить в театр - это круто. Со временем, надеюсь, их станет больше. Чтобы наша страна могла интеллектуально развиваться, двигаться вперед. Иначе придем к полнейшей деградации.
После постановки захотела изменить жизнь
«АиФ-Юг»: - Раньше театр воспитывал, учил зрителя. Осталась ли эта задача у современных режиссеров?
А. Ф.: - Основное «моралите» было в советском театре. Сейчас воспитательная функция исчезла, на мой взгляд. Ну как может театр кого-то воспитать, если, с одной стороны, он ставит гениальные произведения, а с другой - потчует зрителя низкопробными комедиями? Режиссеров, гонящих подобный «ширпотреб», тоже понять легко. Все живут в рамках госзаказа. Нужно выполнить план, заработать определенное количество денег. Если не сумел, значит, театр закроют. Есть счастливые учреждения, которые живут на гранты. Вот они могут позволить себе ставить серьезные, глубокие вещи. Остальным приходится выкручиваться.
«АиФ-Юг»: - А что дает современный театр людям, если уже не воспитывает?
А. Ф.: - Смотря что вы понимаете под словом «воспитывать». Люди, приходящие на наши спектакли, по-прежнему учатся сопереживать. После спектакля «Тебя» я увидел женщину 50 лет. Она стояла и плакала. Сказала, что многое поняла. И захотела изменить свою жизнь. И если представление помогло кому-то стать счастливее или что-то осознать, то это уже большой прогресс.