Скульптор и камнерез Василий Коновалов живет в станице Передовой, среди гор и лесов. Живет скромно, овец пасет, потому что его творчество - исключительно для души. Мечтает о нанотехнологиях. С их помощью, говорит, из гранита арматуру делать можно. Скульптуры ваять можно «чище» и быстрее.
Но и без всяких нанотехнологий, в одиночку осушил болото, проложил дорогу, построил мост - не для себя, а для общества. Дорога станичникам понравилась.
«Я скандалил, меня одергивали: «Ты не партийный, не лезь!»
«АиФ-Юг»: - Василий Григорьевич, с чего началась ваша дружба с камнем?
В. К.: - С восхищения. Отец пастухом был, брал на пастбище. На карьерах, возле рек, чего только не найдешь: агаты, кремний, яшму, гранит. Находил кремни, отесанные древними людьми. Тогда и почувствовал: у каждого камня не только своя, особая структура, характер - твердый или податливый, - но и своя энергия. Бывало, идешь, и будто смотрит на тебя кто-то. Так энергия камня ощущается. Раз наткнулся на интересный экземпляр в 30 км от дома, еле дотащил. Дома камни везде! Жена выговаривает: «Время тяжелое, а ты понапрасну силы тратишь». Но иначе не могу.
«АиФ-Юг»: - Некогда Отрадненский район славился камнерезной фабрикой, много лет вы проработали там главным художником, а почему процветающее предприятие закрылось?
ДОСЬЕ | |
---|---|
Василий Григорьевич Коновалов Родился в ст. Передовой (1952 г). Скульптор, резчик по камню. Окончил Краснодарское художественное училище. Учиться там было мечтой дяди Василия - самодеятельного художника, погибшего в первые дни Великой Отечественной. Создал сотни каменных ваз, портретов, фигур. Неоднократный лауреат всесоюзных и межреспубликанских выставок и смотров. Работы Коновалова хранятся в музеях Москвы, Краснодара, в частных коллекциях Китая и Болгарии. |
В. К.: - Из-за бесхозяйственности. В перестроечные времена вообще все встало с ног на голову. Экономика начала рушиться, техника - сыпаться, специалисты - разбегаться. У нас оставался рынок сбыта, из-за границы должны были получить первоклассное оборудование. Но наши станки почему-то попали в Уфу и не вернулись. Предприятие возглавил человек некомпетентный. Закрыл ковровое производство, затеял ткачество. Новый промысел сжирал все ресурсы. У нас был экспериментальный цех, мы выпускали малосерийные, уникальные вещи из камня. Но денег на его развитие вечно не было. Я скандалил, меня одергивали: «Ты не партийный, не лезь!» Удержать фабрику не получилось...
Читайте также. Как сегодня чувствуют себя ремесленники? Есть ли господдержка>>
«Вместо кубанских сувениров из камня на Олимпиаде будут поделки из Индии, Китая, Палестины»
«АиФ-Юг»: - Вы пробиваете идею возрождения промысла. Решился бы вопрос с трудоустройством сотен людей, за чем же дело стало?
В. К.: - Помещение есть. Но оборудование стоит полтора миллиона, взять негде. Надежда появилась, когда вышел указ о поддержке народных художественных промыслов - чтобы на Олимпиаде в Сочи были представлены именно наши сувениры. Вроде и средства были выделены. Я обрадовался, думал, организую производство мелкой скульптуры. Десятилетиями изучал традиции народов Северного Кавказа. От аланов, скифов - до ингушей и осетин. Обобщил, переосмыслил, разработал «северокавказский» стиль. Денег не дали. Вместо кубанских сувениров из камня на Олимпиаде будут поделки из Индии, Китая, Палестины. Они, конечно, дешевле, но ведь и их художественная ценность крайне невысока…
«АиФ-Юг»: - А на Кубани есть хорошие мастера?
В. К.: - Есть, но большинство вынуждены зарабатывать. Энергия тратится на безделушки, популистские вещи. Быт художников задавил. Люди утрачивают культуру, и это касается не только искусства, но и человеческих отношений. В 16 лет я попал в Ленинград, в Эрмитаж, и испытал невероятное потрясение. Усилилось оно впечатлением от горожан. Я встретил самых радушных людей в мире, готовых часами рассказывать об истории города. Воспоминания грели всю жизнь. Спустя 45 лет был в Питере проездом, в запасе четыре часа. Из-за паспорта произошло недоразумение. Полицейские потребовали «пройти для выяснения». Я понял - в Эрмитаж не успею, взмолился: «Я приехал поклониться великой культуре! Отпустите!» Моей трагедии не поняли.
«АиФ-Юг»: - С другой стороны, жить на что-то надо, а на безделицы есть спрос.
В. К.: - Жить честным творчеством очень трудно, но работать на потребу художник не вправе! К сожалению, ровной и гладкой жизни, как я обещал жене, не получилось. Дом строю уже 20 лет. Дети - их у нас шестеро - учились, замуж выходили, женились... Чтобы заработать, ложки вырезал, овец развожу. Моя жена - героическая женщина. Связала судьбу с сельским «камнетесом», поменяла Москву на глубинку. Ираида с однокурсницами приехала на практику. Девчонки гор не видели. И хоть вечер был, я предложил показать. Всю ночь шли. Подружки ныли, а она сказала, что такой красоты никогда не видела. Это было 17 августа 1968 года. Сегодня у нас уже девять внуков.
«Зарастем бурьяном и в грязи утонем!»
«АиФ-Юг»: - А зачем вы дорогу «для общества» строили?
В. К.: - Чтобы показать людям, что так жить нельзя! Ведь страшно сказать - 70 процентов людей на селе не работают!
«АиФ-Юг»: - А чем они занимаются?
ОПРОС | |
---|---|
В. К.: - Ничем! Ругают власть: все неправильно, все не так. Мы переехали в Передовую 25 лет назад. К дому на тракторе нельзя было проехать! Стал делать дорогу. Жена говорила: «Лучше б огородом занимался». А я не могу терпеть! Этой дорогой ко мне внуки будут ходить! Сделал дорогу, водозабор на месте болота, мостик. Люди приходят за водой, им не совсем удобно, мост узенький. Я его расширяю. И опять: «Зачем оно тебе?» Да потому что зарастем бурьяном и в грязи утонем! Люди не хотят понимать, что кроме них самих их жизнь никто не изменит. Мучаются от отчаяния, что вокруг все хуже и хуже. Но ничего не делают и спиваются.
Читайте также. Хуторяне сами построили себе дорогу>>
Самая большая моя боль в том, что мы утратили вековой крестьянский быт. Каждая женщина умела шить и вышивать, всякий мужик топорище мог смастерить. Работать мы разучились! Пытался организовать мастер-классы для школьников. Дети, когда что-то не получается, сразу пасуют: «Это слишком сложно!» Если мы не вернемся к нормальному укладу, последствия могут быть необратимые.
Читайте также. Кубанцы своими силами построили часовню>>
«АиФ-Юг»: - А что же нас испортило?
В. К.: - Люди перестали понимать, в чем настоящая жизнь. Высший смысл для многих - легкие и быстрые деньги.
«АиФ-Юг»: - А какая, по-вашему, жизнь настоящая?
В. К.: - Проснешься, глянешь: солнышко поднимается, новый день зарождается. И душа восторгом от таинства преисполняется! Вот ради этого и стоит жить. Ради естественной красоты каждого дня.