Уроки Варны
Кубанский – сочинский – балетный конкурс имеет многообещающее заглавие и не менее величественную эмблему. По сути, это персональный конкурс, созданный под Юрия Григоровича. Являясь своеобразным символом, для кого –
новаторства, для кого – диктаторства, Юрий Николаевич в конце концов удостоился и конкурсного венца. Вот только какого достоинства сей венок, уже вопрос иной. Если первый конкурс собрал приемлемое число участников, то последний оказался слабоурожайным. Возможно, конец октября не самое лучшее время для подобных форумов, так как в театрах и учебных заведениях началась привычная сезонная работа. Соответственно у артистов и учащихся загруженность более чем.
И как сказала ведущая балетных классов конкурса народная артистка СССР Маргарита Дроздова, «приезжают в основном те, кто меньше всего занят или востребован». Редактор журнала «Балет» Валерия Уральская добавила, что «не хватает соответствующей рекламы, так как об этом конкурсе в мире мало кто знает». Есть и другое мнение, что само имя мэтра советской хореографии у многих ассоциируется со скандалами на конкурсах, на которых прославленный балетмейстер провел не один десяток лет. Вспомним хотя бы шумную историю в конце 1980-х годов на престижном варненском конкурсе в Болгарии, после которой русское жюри вместе с Григоровичем на несколько лет было отстранено от судейства. История, конечно, старая, но для кого-то до сих пор показательная.
Увы, на наш мировой балет прибыл всего 41 участник. Надо признать, для заявленного статуса цифра явно недостаточная. Выбора не было, и выбирали из того, что было. Кстати, «замечательное жюри» (по словам Григоровича) на самом деле состояло из безусловных профессионалов и действующих балетных персон, но из так называемого пула самого Юрия Николаевича. Удобная позиция, исключающая всякого рода непонимание и принципиальные разногласия. Все подконтрольно, все по любви. Кстати, многие члены жюри привезли если не собственных воспитанников, то представителей своих стран, которые, конечно же, не остались без наград.
Вообще, удачно на этот раз смотрелась младшая группа, где, кажется, с индивидуальностями было чуть лучше, чем у старших товарищей. Дети оказались и непосредственнее, и отчасти более подготовленные. К примеру, в номинации «современная хореография» поразило вдумчивое исполнение номера украинкой Екатериной Чебыкиной, показавшей «Мазурку» Шопена в постановке изумительного современного хореографа Раду Поклитару. Неординарного балетмейстера танцевать нелегко и бывалым артистам, а такое проникновение материалом ученицей вызывает только восхищение. Правда, Чебыкина разделила бронзу с ничем не выдающейся американкой Вероникой Вертерич. Серебро взяла изящная и трудолюбивая Анастасия Тетерина, золото поделили также Россия с Японией (Маргарита Шрайнер и Тереда Мидори). Интересный, стабильный и внимательный кавалер-партнер золотой японки – Окава Койя был сдвинут на второе место нашим Климом Ефимовым. Ученик Михаила Лавровского оказался в чем-то более артистичным, особенно по линиям, но никак не сильней виртуозного представителя Страны восходящего солнца. Видимо, японскому тинэйджеру уже не могли «повесить» золото, так как металл высшей пробы достался его соотечественнице. Вот такая конкурсная политкорректность.
Изящно-вяленький итальянец Еугенио Лепера поделил третье место со скромненьким белорусом Александром Омельченко. К сожалению, кубанские конкурсантки сошли с дистанции на втором туре, но утешительный приз журнала «Балет» Надежда Цветкова все-таки получила за исполнение народно-сценического танца. Печально, что юных артистов в Краснодаре мы не увидели, впрочем, как и в Орленке, где они по традиции должны были выступать. Если коснуться современной хореографии, показанной на конкурсе, то ее просто не было. Об этом говорили и члены жюри. Лишь номер Раду Поклитару, словно залетная ласточка, случайно оказался на этом пиршестве безвкусия и элементарного неумения.
Гран-при без блеска
Старшая группа, как уже говорилось, на этот раз обошлась без особых откровений, хотя такой танцовщик, как Нурлан Конокбаев из Киргизии, но работающий в Казахстане, достоин особых похвал. Мужественность танца, артистизм, чувство импровизации, умение подать себя и сделать образ, конечно же, не остались незамеченными. Главный приз, однако, ушел казаху Эльдару Сарсембаеву, танцовщику, бесспорно, технически хорошо подготовленному, но жесткому, с атлетической, силовой манерой исполнения и фигурой культуриста. Обладатель Гран-при представляет собой этакий образец балетного чемпиона, есть такая категория танцовщиков, которых натаскивают исключительно на конкурсные состязания. А учитывая, что в жюри находился педагог надежды казахского балета Турсынбек Нуркалиев, то Большой приз не увидеть в руках его воспитанника было бы странно. Конокбаеву же пришлось довольствоваться на сей раз второй позицией. Безусловно, восточная группа выгодно отличалась от всех, жаль только, что не доехали до нас мощные Корея и Китай. Вот тогда бы и могло случиться настоящее первенство танца. Первым у старших стал лиричный, но не самый яркий танцовщик из Минска Константин Героник. Представитель пермской школы Владислав Шумаков взял бронзу, и хочется верить, что у этого перспективного артиста еще все впереди, а его недавний переезд из Перми в Питер откроет перед ним те горизонты, которых он заслуживает.
Катастрофическое положение сложилось у женщин, уровень, предъявленный ими, был вне какой-либо критики. В основном все премии собрала Украина, что никак не спасало положения: выбирать жюри просто было не из кого.
То же самое можно сказать и о бывших гран-призершах.
И Ёзге Башаран (Турция), и Оксана Бондарева показались на гала-концерте в Краснодаре более чем скромно. Не случилось ни балеринского блеска, ни балеринского шика, даже просто чистого, опрятного исполнения. Но конкурс завершен, и, как ни странно, он озадачил и поставил вопросов больше, чем дал ответов и какого-то внутреннего удовлетворения. Хотя сам Юрий Николаевич на вопрос одного из журналистов на заключительной пресс-конференции, зачем нужен этот конкурс, ответил, что он получает от него удовольствие.
Никто не спорит «про удовольствие», которое по возможности надо получать от хороших дел, впрочем, как и заслуженные награды, и тем более мы все несказанно рады, что «Молодой балет мира» проходит именно на кубанской земле. Вот только конкурсу явно недостает грамотной концепции, системы, конструктивного подхода.
Сложности возникают и в процессе работы, когда оргкомитет находится в Москве, а непосредственные организаторы – на Кубани. Хотя надо отдать должное краю, который и финансово вложился серьезно, и сделал все, что от него зависело, и Творческому объединению «Премьера», в чьих недрах зародился конкурс. Да и олимпийскому Сочи, на чьи плечи легла не меньшая ноша, которую он также с честью пронес, и Зимнему театру, идеально подготовленному к конкурсу.
Одним словом, организаторы на местах не подвели. Вопросов больше возникает к идеологам-вдохновителям. Что будет через два года, конечно, трудно загадывать, но то, что конкурс требует доработки, кажется, понимают все.