История №1
«Я получила от МВД СССР во Владикавказе в 1970 году двухкомнатную квартиру, которую позже приватизировал мой сын на себя, - рассказывает Татьяна Лукинична. - Летом 2005-го сын приехал со своей женой Ларисой, она стала уговаривать меня дать согласие на продажу квартиры и переехать на постоянное место жительства в Адлер, где они проживали. Я согласилась, поскольку считала ее невесткой. Квартиру мы продали за 550 тыс. рублей. Из них 450 тысяч сын разрешил покупателю перечислить свой жене в виде векселя. Так я переехала в Адлер, где невестка меня прописала в их квартире. Но в этом же году меня выгнала, а деньги за проданную мою двухкомнатную не вернула. Сын перевез меня в новую однокомнатную, которую купил, заняв деньги у своей сестры. Но после Лариса стала делить и эту квартиру…».
Дон-Жуан или лох?
«Жили мы вместе с 87 года в Сургуте, - рассказывает сын Татьяны Лукиничны Владимир Тихонович. Лариса торговала на рынке, я работал на производстве. Сына ее усыновил, позже у нас дочь родилась. Начинали все с нуля. Купили 3-комнатную квартиру. В 95-м продала ее по доверенности сестра жены и на эти деньги купили трехкомнатную в Сочи. Переехали на юг в 2002 году. Потом еще купили двухкомнатную и однокомнатную по соседству - часть денег пошла за проданную мамину во Владикавказе. Сначала квартиры объединили, потом поставили перегородку.
Когда маму перевезли и начались у них с женой, да и у нас, ссоры, решил подать на развод. И только тогда выяснилось, что наш брак, оказывается, уже давно расторгнут! Еще в 2000 году. И в документе даже стоит моя подпись!..
Тогда все и началось. Первую 3-комнатную жена подарила своему сыну. Отсудил я там только 4-ю часть. Пытался вселиться в одну комнату, но там пасынок с девушкой живет. Пришлось эту комнату продать. Поменяли они замки, и теперь проблемы начались у покупателя, который тоже не может туда вселиться.
В объединенной квартире - двушка с однушкой - нам тоже жить не пришлось. Сестра бывшей супруги в суде заявила, что двухкомнатная куплена на ее деньги. Вот и вышло, что прав я никаких на нее не имею. Но жена решила еще и однушку прихватить. Стала требовать половину. Суд присудил ей половину однокомнатной и наш гараж. В суде ее сестра снова дала показания, что это она занимала деньги на гараж.
На сегодня моя бывшая супруга живет в меблированной квартире с ремонтом. Между прочим, все покупали вместе…
В итоге у нее сейчас две квартиры, две машины - иномарки. Тоже, кстати, на нее оформлены. Думал, какая разница, в браке ведь, если вдруг что - имущество-то делится пополам… Продал в Сургуте еще гараж, купил ей здесь магазин. У меня на лбу должно быть написано - «лох»».
Умница или мошенница?
После того, как квартиру мать с сыном отвоевать не смогли, Тимощенко написали заявление в прокуратуру по фактам мошенничества в отношении проданной квартиры во Владикавказе. А также сделали почерковедческие экспертизы на бракоразводных документах. Экспертиза Минюста показала, что подпись на бумагах не Владимира Тимощенко. «А это значит, что кто-то за меня расписался, когда я ни сном ни духом не ведал, что без меня меня развели! - возмущается мужчина. - Если бы мы были в разводе, разве оформлял бы я на нее наше совместно нажитое имущество, позволил бы продать мамину квартиру? Конечно же, нет!».
На сегодня в отношении Ларисы Тимощенко возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество». И ветерана войны, и ее сына признали потерпевшими. Но дойдет ли дело до суда, одному Богу известно. Пока Владимир с мамой и новой женой - (женился в прошлом году) живут в гараже. Поскольку, по их словам, бывшая жена поменяла замки, а скандалить им не хочется. Вариантов жить в половине однокомнатной нет. Хотя они там и прописаны. Но решением суда гараж тоже достался бывшей супруге. «На днях приходили приставы - нас выселяли, - рассказывает Татьяна Лукинична. - А куда нам идти?! Не могли даже представить, что может быть такой беспредел, - плачет женщина. - Разве я заслужила такую старость? Гордилась когда-то, что получила благодарственное письмо от самого Путина, награждена была медалями за участие в боевых действиях во время Великой Отечественной.. А теперь, что же получается, я бомж?»
Чем закончится эта история, неизвестно. Но если бывшую родственницу Тимощенко признают виновной, возможно, им удастся вернуть хотя бы одну комнату или остаться жить в том же гараже.
История №2
Покупка «с сюрпризом»
Юрий Васильевич Кундус и его жена Людмила в 1996 году приехали в Краснодар из Магадана, чтобы купить здесь квартиру.
Удачная сделка
Выбирали долго. Купили 2 комнаты в помещении барачного типа на несколько квартир. Продавцом, правда, оказалась молодая наркоманка Светлана. Но Юрия Васильевича это не cильно смущало - за годы работы в уголовном розыске всякого контингента повидал. Девушка взяла задаток и поставила условие - деньги на руки брать не будет, хочет, чтобы ей купили домик за городом, и попросила впридачу еще машину. У супругов был свой бизнес, жили в достатке, по их словам, не стали мелочиться, на том и порешили.
Оформлять сделку договорились на 11 ноября. До этого времени улетели в Магадан. В назначенный день у нотариуса их ждала не Светлана, а ее брат. Он сказал, что сестра попала в больницу, а ему оставила доверенность на оформление квартиры. Подписали документы, и супруги снова улетели.
Весной, когда чета Кундус вернулась на Кубань, им стало известно, что Светлана умерла. Это произошло еще 9 ноября, в тот день, когда была подписана доверенность от нее брату…Прошло 2 года. Кундус узнали, что из мест не столь отдаленных вернулась мать покойной Светланы, стала жить в Гривенской. Общаться им не было необходимости. Жизнь шла своим чередом. Они сделали ремонт в купленном помещении, перевели его из жилого в нежилое и открыли там магазинчик.
«Хочу вернуть нашу квартиру!»
Как рассказывают наши покупатели, 4 года назад один предприимчивый краснодарский бизнесмен скупил практически все квартиры в доме-бараке, где совершила покупку семья Кундус. Осталась лишь парочка соседей, которые наотрез отказались продать свою жилплощадь. В их числе оказались и супруги. Бизнесмен, по их словам, пригрозил: не захотят продать по-хорошему, горя не оберутся.
Совпадение ли это, но именно тогда в суде появилось заявление от матери покойной Светланы Тихончик о том, что сделка 8-летней давности была совершена незаконно. За давностью срока в иске ей отказали. И тогда появилось новое заявление - уже о мошенничестве супругов.
На сегодня мужа с женой обвиняют по статье «Мошенничество в особо крупных размерах по предварительному сговору». Им вменяют, что они подделали в доверенности подпись Светланы. А ее брат дал показания, что его заставили продать квартиру сестры. На сегодня есть несколько экспертиз, которые противоречат друг другу. Одни из них говорят, что подпись сделана Людмилой Кундус, другие - что не ею.
О том, выполнены ли подписи рукою покойной Светланы, экспертиза умалчивает. Потому что вопрос эксперту так не ставился. Супруги считают, что дело полностью сфабриковано. И кому-то надо, чтобы их посадили. По их мнению, якобы бизнесмен, скупивший остальные квартиры, пообещал матери покойной Светланы квартиру, если она заявит на них в органы. Но мать покойницы говорит, что это неправда, ей негде жить, дом в Гривенской она продала задешево, купить ничего не смогла. «Хочу вернуть нашу квартиру! - говорит она. - Продали ведь без меня, когда я срок сидела. Была из квартиры выписана… Деньги я им верну».
Если супругов признают виновными, то они будут лишены своей покупки, за которую спустя 8 лет им приходится сражаться в суде. А пока они уповают на справедливость Фемиды.
Мнение эксперта
Комментирует истории член ассоциации адвокатов России Марина Епифанова:
- Случаи, когда один гражданин продает другому свое жилье, получает деньги, а потом подает в суд заявление с просьбой признать сделку недействительной на основании какой-нибудь причины, нередки. По решению суда продавцу возвращается его квартира, а покупателю - уплаченные ранее деньги. Причем та сумма, которая указана в договоре. А потому - будьте честными при подготовке и подписании договора. Не забудьте взять и сохранить расписку, если вы отдали задаток.
Что касается другой истории, если будет доказано, что подпись в документах по расторжению была подделана, брак будет считаться заключенным на момент совершения сделок. В таком случае имущество, приобретенное в период брака, будут делить между супругами в равных долях.
Одним из способов «оставления супруга с носом» при разделе совместного имущества сегодня являет заключение недобросовестной стороной за несколько дней до покупки квартиры договора дарения денежных средств. При этом дарителем выступает какой-либо близкий родственник, договор заключается нотариально, чтобы в будущем не вызвать сомнения в суде. Разумеется, другая сторона, жена или муж, не подозревают о существовании такого договора и покупают квартиру, находясь в браке, на совместные деньги. Реально деньги по такому договору дарения не передаются. Но когда наступает момент дележки, недобросовестная сторона предъявляет в суде договор дарения и утверждает, что имущество было куплено на личные его (ее) деньги, подаренные родственниками. Такую ситуацию в суде оспорить трудно. Поэтому желательно при приобретении совместного имущества составлять брачный договор, в котором указывать, какое конкретно имущество перейдет жене или мужу в случае расторжения брака.