Это лето 35 детей из Волгограда и их близкие запомнят надолго. Ребята проводили каникулы на базе отдыха «Баргузин» под Анапой. Наконец наступил день отъезда. Детей повезли на железнодорожную станцию «Тоннельная» для отправки домой. Лил сильный дождь, и мокрая дорога местами превратилась в настоящий каток. По версии следствия, водитель превысил скорость, не справился с управлением и врезался в металлический отбойник. Удар был такой силы, что автобус опрокинуло на бок.
Понадеялись на авось?
На место происшествия прибыли спасатели, медики, полиция. Всех детей, даже тех, кто отделался легкими ушибами, госпитализировали, чтобы провести тщательное медобследование на предмет внутренних повреждений. 24 ребенка выписали уже на следующий день. Но состояние троих вызывало большие опасения, и их срочно отправили в Краснодар санавиацией. Еще восемь школьников оставили в больницах Новороссийска.
«Медики пока не дают никаких прогнозов, но делают все возможное. Во всяком случае состояние детей стабилизировалось. Рядом с пострадавшими школьниками находятся родители, которым разрешили навещать детей», - сообщили «АиФ-Юг» в пресс-службе министерства здравоохранения Краснодарского края.
В отношении водителя автобуса возбуждено уголовное дело. Шофер, кстати, опытный - 11 лет за рулем. Однако, по данным правоохранительных органов, это был частный автобус, не предназначенный для перевозки детей. Заявка о предстоящей поездке в ГИБДД не подавалась, маршрут не согласовывали, транспортное средство сотрудники контролирующих органов не осматривали. Фактически были нарушены почти все правила, необходимые для перевозки детей.
Более того, после проверки обнаружилось, что и база отдыха в Анапе, не предназначалась для детского отдыха и не имела права принимать детские группы.
Ремни безопасности, ГЛОНАСС и техосмотр
«Сейчас идет проверка по факту случившегося. Выясняется, как вообще школьники оказались на этой базе. Контролирующие органы не выдавали своего разрешения на пребывание там детей», - сообщили «АиФ-Юг» в пресс-службе краевой прокуратуры.
Кстати, мы попытались задать по телефону эти же вопросы сотрудникам базы отдыха «Баргузин», но комментариев получить не удалось.
«Всего с начала года транспортные предприятия Анапы подали чуть больше 400 обращений в ГИБДД за разрешениями на перевозку детей. Однако удовлетворены были около 100. Остальные требованиям не соответствовали!» - говорит «АиФ-Юг» руководитель отдела пропаганды УГИБДД ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю Виталий Горбачев. - «Автобус, который допускается к перевозке детей, должен быть оборудован ремнями безопасности и, в том числе, системой ГЛОНАСС. Водитель в течение последних 12 месяцев не должен был быть лишен водительских прав. Кроме того, нужно проверить техническое состояние транспорта».
Роковая случайность…
Вторая трагедия, произошедшая в Сочи, почему-то гораздо менее освещается в официальных релизах чиновников. И в ней до сих пор много белых пятен.
«Авария случилась возле села Бабук-Аул Лазаревского района. Туристическая группа из 35 человек (23 ребенка, остальные - взрослые) передвигалась по маршруту Хамышки - Лагонаки - Солох-Аул - Сочи. Организатором похода выступил Центр детского и юношеского туризма и экскурсий Сочи. Дети - ученики различных школ Краснодарского края. Группа была организованная, заранее согласовывался маршрут, дистанция и прочее. Неподалеку от села Солох-Аул люди сели в грузовик ГАЗ-66. По предварительным данным, у машины внезапно отказали тормоза. Водитель пытался затормозить, остановить автомобиль. Но наехал на искусственную насыпь, и грузовик перевернулся», - рассказала Мария Пирогова, специалист пресс-службы ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю.
В результате погиб педагог дополнительного образования Центра Анатолий Фомичев, в больницу были доставлены 15 человек, двое - в тяжелом состоянии. Остальные от госпитализации отказались.
В этой истории самое странное - появление грузовика. Некоторые утверждают, что это специальная машина, нанятая для перевозки детей. Другие говорят, что водитель грузовика решил сделать доброе дело и подвезти уставших детей. Но произошел несчастный случай.
«Детей можно перевозить только на специальном транспорте! С соблюдением всех норм и правил. Такие средства передвижения должны регулярно осматриваться. И тогда подобных случайностей не будет», - считает член кубанского Союза автомобилистов Константин Уланов.
В самом Центре детского и юношеского туризма и экскурсий Сочи какие-либо разъяснения давать отказались, сообщив, что им запретили это делать.
Между тем уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов потребовал провести самое тщательное расследование громких аварий. По его мнению, использование не предназначенного для перевозки детей транспорта, тем более грузовика, - грубейшее пренебрежение правилами безопасности.
Нынешние ЧП даже после тщательного расследования не гарантия, что трагедия не повторится. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев предложил ужесточить нормы безопасности детского отдыха, в том числе и правила перевозки. Но еще важнее тщательно следить за соблюдением правил. Чтобы не было желания у ответственных лиц надеяться на авось.
Как нужно перевозить детей?
- Автобус должен быть не старше 10 лет со дня выпуска, оснащен тахографом ( это контрольное устройство, предназначенное для регистрации скорости, режима труда и отдыха водителей и членов экипажа) и аппаратурой спутниковой навигации.
- Водители должны иметь непрерывный стаж работы в качестве шофера транспортного средства категории «D» не менее одного года. Без серьезных нарушений за последний год.
- В автобусе должен находиться квалифицированный медицинский работник.
- Каждый автобус перед выездом на линию должен пройти проверку технического состояния и соответствия экипировки требованиям, установленным Правилами дорожного движения. Водитель обязан пройти соответствующий инструктаж и расписаться об этом в путевом листе.
- Перед выполнением перевозок организованных детских коллективов заказчики и исполнители не позднее трех суток до выезда должны предоставить в соответствующие отделы ГИБДД официальное уведомление. Сообщить маршрут, дистанцию, время нахождения в пути и пр.
- В условиях недостаточной видимости: туман, снег, дождь - перевозить детей нельзя!
- Скорость автобуса, везущего детей, не должна превышать 60 км/ч.