По данным управления федеральных дорог по Краснодарскому краю, в 2013-м на ремонт главных транспортных артерий края - трасс федерального значения - ушло около 3,7 млрд. рублей. В этом году выделено еще больше - 6,4 млрд. Ежегодно ремонтируется в среднем 170 -180 км трасс. Капитальный ремонт, длительность которого возмущает автовладельцев, дополнительно дает еще 50 - 70 км. Общая протяженность трасс составляет 1167 км. Какого качества должен быть этот ремонт, если ежегодно приходится латать одни и те же участки? И в чем причина появления все новых ухабов?
Почему дороги ремонтируют летом?
С такими темпами и при существующем финансировании, казалось бы, решить проблему вечного ремонта можно всего за пять лет. Однако профессиональных строителей дорог такая трактовка вопроса возмущает - как обывательская и дилетантская.
- Срок службы полотна определяется специальными нормативами, - сообщил Роман Беккер, начальник отдела капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений ФКУ УПРДОР «Кубань». - В рабочем состоянии верхние слои покрытий должны сохраняться четыре года. Для нижних слоев определен срок в пять лет, для оснований - шесть. Нормативы соблюдаются неукоснительно! Ремонт совершается планово, по мере того как на каком-то участке заканчивается срок службы полотна. Однако в межгарантийный срок приходится постоянно заниматься ликвидацией колейности, последствий курсирования большегрузов в жару. Это создает ощущение, что работы ведутся беспрерывно, на одних и тех же участках.
Летний энтузиазм дорожников эксперт объяснил требованиями технологического цикла. Зимой бетон не схватывается.
- Если не ремонтировать трассы и мосты -они просто обрушатся. Авторемонтные бригады работают в условиях ужасной жары. И этим мужественным людям хочется сказать «спасибо». Меня удивляет, что кто-то их критикует, сидя в своем автомобиле, в удобном кресле, обдуваемый кондиционером. Всякая пробка продвигается. Ремонт когда-то кончается. Нужно иметь терпение, сочувствие и умение заглядывать в перспективу. Ради хорошей дороги можно и потерпеть, - напоминает Константин Уланов, председатель Союза автомобилистов Кубани.
Без большегрузов не обойтись
Дальше асфальтобетонное покрытие расслаивается под давлением большегрузов. Битум поднимается вверх, щебень остается внизу... Полотно вздувается и сдвигается. Дорога превращается в стиральную доску, ездить по которой небезопасно. Миллиарды из бюджета высасываются с космической скоростью и исчезают, словно в черной дыре.
По информации Минтранса, каждая третья машина на наших дорогах - тяжелая. Но запретить габаритные перевозки невозможно. Стройки встанут без песка. Магазины закроются без товара. Да и не все водители готовы перейти на специальный ночной режим работы, который вводят в жаркие летние дни.
Для тех грузовиков, хозяева которых хотят непрменно вести товар днем, предусмотрено разрешение, и в его стоимость включен ущерб, который неминуемо причинит дороге автомобиль. Сумма высчитывается по сложной формуле и зависит от тоннажа, конструкции машины, маршрута, километража... Стоимость 100 км может составить 300 руб. (минимум), а поездка из Краснодара в Москву - обойтись в 500 тыс. руб.
Такие деньги платить не каждому хочется. Поэтому в довесок к специальному разрешению ввели штрафы. Сумма существенная: для юридического лица до 500 тыс. руб. (с оплатой ущерба).
- 1 ноября 2014 г. должна была вступить в действие система взимания платы с владельцев транспортных средств, вес которых превышает 12 тонн. Поскольку вред дорогам наносят не только 40-тонники, то и ответственность решили разделить на всех. Определились с размером оплаты: 3 руб. 50 коп. за 1 км. Однако чем ближе ноябрь, тем реже об этом вспоминают, - говорит Павел Золотай, эксперт по истории экономики. - Скорее всего, проект заморозят. Причина в нестабильности нашей экономики. Если автовладельцев-перевозчиков обяжут расплачиваться за каждый км пути, они компенсируют расходы, подняв тарифы. Заказчики их услуг переложат разницу на плечи рядовых потребителей. Подорожает проезд, бензин, продукты, стройматериалы. Потребуется больше соцвыплат. Правительство сегодня занято решением межгосударственных проблем и на рискованный эксперимент вряд ли решится.
Другой вопрос - как вычислить неплательщиков? Каждую машину для проверки не остановишь. И на глаз не определишь, весит она 39 тонн, 40 или все 60. Поэтому в нескольких регионах, в том числе на Кубани, федеральный центр внедряет умную систему.
- В мониторинговом режиме на территории края установлены три стационарных пункта весогабаритного контроля (СПВК), - сообщила Татьяна Конькова, эксперт по грузоперевозкам. - Весы системы представляют собой едва заметные полоски, протянувшиеся поперек дороги. Они реагируют на вес, превышающий норму, заставляя сработать камеру видеофиксации. Информация с номером тяжеловеса попадает в компьютерную базу данных, доступную дорожникам и ГИБДД. Выдавалось ли водителю разрешение на проезд, можно проверить моментально.
Но кто это должен делать? Умные СПВК содержатся на балансе у строителей дорог - и только. А функциями контроля и надзора, то есть возможностью останавливать нарушителей, распоряжается ГИБДД. В этом вся загвоздка!
Дорожники и ГИБДД не могут найти решение проблемы
Сколько тяжеловесов-большегрузов зарегистрировано на территории края? Сколько с 16 июня (день, когда для них введены сезонные ограничения) выписано штрафов и на какую сумму? Ответы на эти вопросы мы рассчитывали получить в краевом управлении ГИБДД. Но удалось лишь вызвать раздражение:
- Вы видели площадь стационарных постов ДПС? Она небольшая! Для того чтобы произвести контрольное взвешивание большегруза, нужна свободная ровная поверхность совсем немаленького метража. Мы обязаны применить административную меру, ограничив нарушителя в дальнейшем движении. В качестве обеспечительной меры, пока не будет произведен полный расчет по штрафу и ущербу, машину мы должны задержать. А она огромная! Куда ее деть? Рядом с постом должна быть оборудованная стоянка, куда можно было бы ее отогнать. Куда бы смог подъехать другой габаритный транспорт, чтобы забрать груз с задержанного... Весь этот комплекс условий должны обеспечивать не мы, а дорожники!
Суть давнего конфликта в том, что дорожники хотят, чтобы нарушители штрафовались активнее, но как помочь в этом ГИБДД - не догадываются.
Что остается «обывателям» и «дилетантам»? Наверное, констатировать, что у России, как и 200 лет назад, все те же неизбывные две беды. И даже самые умные машины ситуацию, увы, изменить не сумели.