|
|
На миграционный учет в прошлом году было поставлено свыше 471 тысячи иностранных граждан. Кубань продемонстрировала самый высокий показатель на Юге страны.
Между тем социологи утверждают, что 10-15 процентов мигрантов - это критический барьер. При таком соотношении коренных и приезжих возникает напряжение, грозящее вылиться в серьезные конфликты.
Соотношение «своих» и приезжих в крае с пятимиллионным населением достигло рубежа, который считается критическим.
Статистика ФМС (один мигрант на шесть жителей края) абстрактна до тех пор, пока не включишь воображение.
В обычной жизни концентрация иностранцев на квадратный метр довольно низкая. Большинство из них живут там же, где работают, в основном на стройках. Как правило, без необходимости «в свет» не выходят.
А если привычная концентрация поменяется? Случай позволил проверить ощущения. Представьте: приходишь домой, а там пятеро гастарбайтеров...
У каждого своя бабайка
Краевое управление миграционной службы расположено в самом центре Краснодара.
Кстати | |
---|---|
В 2012 году выявлено и привлечено к административной ответственности около 70 тысяч нарушителей миграционного законодательства, в том числе более 22 тысяч иностранных граждан, 813 из которых выдворены за пределы РФ. По факту организации незаконной миграции возбуждено 19 уголовных дел. В соответствии со ст. 322.1. УК РФ преступление наказывается лишением свободы на срок до двух лет. Если преступление совершено в составе организованной группы, санкция -лишение свободы от 2 до 5 лет со штрафом до 500 тыс. руб. |
В иные дни подающих и получающих в УФМС документы собирается до сотни. Прохаживаются, сидят на лавочке, а те, кому не хватило места, - на корточках. Курят, смеются, о чем-то переговариваются. Обычные люди, «зависшие» в долгой очереди. Вот только абсолютно все они - жгучие брюнеты.
- Деточка, а что случилось?! - как-то остановила меня перепуганная старушка.
Убыстряют шаг на «оккупированном» отрезке тротуара большинство «аборигенов», независимо от возраста и пола. «Понаехавшие» вежливы, опрятны, агрессии не проявляют. Тем не менее...
- Причина в том, что мы интуитивно ощущаем угрозу своей идентичности, - считает психотерапевт Татьяна Пономаренко. - Непонятная речь, экзотическая для наших широт внешность диссонируют с привычным форматом нашего существования. Чувство тревоги «накручивается» сообщениями криминальной хроники.
Люди не помнят точно, кто у кого украл, кто кого зарезал. Но у каждого в голове сидит образ «бабайки». Для взрослых людей славянской национальности олицетворение угрозы - небритый черноволосый иноплеменец.
Дешевые руки
Адресок подсказали добрые люди. Вот они и пришли.
- Хозяйка, говорят, вам ремонт нужен?
Старший из гостей, представившийся Бахтиером, рассказал грустную историю.
Строили дом некоему предпринимателю. Поселил он их «по знакомству» в заброшенном здании… свинофермы.
В целях конспирации огонь не жгли, громко не разговаривали. На ночь бригаду запирали, а утром выпускали. Когда настало время платить, предприниматель «уехал в командировку». Сторож постояльцев выгнал. Денег нет, есть нечего, ночевать негде. Руки есть. Цену запросили скромную. Все законно, работают по трудовым патентам.
Обустроились работники из Узбекистана во времянке. Трое спали на диване. На два табурета положили дверь, поместились еще двое. За тем, как продвигается ремонт, наблюдала вся улица. Сосед, инженер СМУ, оценил объем работ, удивился сумме гонорара и вяло покритиковал.
- Разве так штукатурят? Я бы русских прислал, пусть дороже, зато гарантия.
Бахтиер и компания как раз ужинали. Кормить работяг оказалось делом хлопотным. Но когда они ели, смакуя и соловея, слезы наворачивались. Сосед заглянул и в тарелки.
- Ты чем их кормишь? Во что ремонт обойдется?! Хлеб, чай, «бомжпакет» - хватит, все их так кормят!
Махмуд и Фарход, не понимающие по-русски, виновато улыбались.
Узбекские мужчины оказались со всех сторон положительными. Практически не выпивали и, за исключением Бахтиера, не курили. Работали споро, с раннего утра и покуда не стемнеет. Любили песни Киркорова. Абсолютно не разбирались в политике. Путали Путина и Медведева, а фамилию кубанского губернатора не знали вовсе. Каждого в Узбекистане дожидалось многочисленное семейство: жены, дети, родители.
Ремонт занял три недели. Вопреки прогнозам некоторых знакомых, не произошло никаких неприятных неожиданностей. Ничего гастарбайтеры не украли, были вежливы и скромны.
Совсем нестрашные
Прощались сердечно. Махмуд приготовил плов - настоящий, узбекский.
- 10 лет бегаю как заяц, - жаловался Бахтиер. - Работа то есть, то нет. Люди не всегда платят. А ты крутись. За патент заплати и «смотрящему» долю отдай.
«Смотрящим» оказался тип, который как-то приходил к Бухтиеру «по делу». Оказывается, за позволение делать ремонт в моем доме на «его» территории взял процент от гонорара.
В ходе трапезы Бахтиер неожиданно предложил выйти за него замуж. Объяснил откровенно: женитьба на русской - решение всех проблем.
- Надоело бегать, хозяйка, правильно пойми. А я любую работу знаю!
То, что в Узбекистане уже есть супруга и четверо детишек, его не смущало - у мусульманина может быть и четыре жены.
Утром компания, за исключением Меджида, отправилась на вокзал. Меджид попросил сохранить сумку с вещами и поехал в Краснодар выручать брата. У того на стройке отобрали паспорт. Не вернулся Меджид - ни один, ни с братом.
Бывая в окрестностях УФМС, невольно замедляю шаг - нет ли среди брюнетов знакомого?
Сельская улочка, следившая за житьем-бытьем узбеков как за развитием сюжета в увлекательном сериале, долго их вспоминала.
- Если бы были такие соседи, я б не возражала, оказались нестрашные, такие же люди, - сказала баба Вера. - Водосток бесплатно почистили.
Тетка Наталья напомнила бабе Вере, как та хотела сдать «нехристей» участковому.
- И надо было, не нужны они нам! Наши мужики и без того работать разучились! Расслабятся - больше пить станут!
Сошлись в одном… Если человек работает честно и не нарушает закон, коситься на него нечего. А фасад, отремонтированный ударными темпами, все-таки потрескался.
|
Перед законом все должны быть равны
Игорь Васильев, писатель, кандидат исторических наук: - Территория современной Кубани с древнейших времен была притягательна для всевозможных мигрантов.
Возьмем славянский период Кубани. В казачьи станицы стали подселяться иногородние. Казаки много времени и сил отдавали военной службе, это было абсолютно неизбежно и необходимо для экономического роста, развития и процветания станиц.
Жители черноморских станиц были потомками переселенцев из Черниговской и Полтавской губерний. Иногородние по большей части - выходцы из тех же мест. Они имели очень похожую культуру, обычаи. Но возник вопрос: кто будет владеть благодатным кубанским черноземом?
Конфликт интересов вылился в борьбу за землю. Кульминацией стала революция, Гражданская война, а затем расказачивание.
В наши дни ситуация с миграционными процессами на Кубани не столь плохая, как в некоторых других зажиточных регионах. На Кубань переселяются россияне с практически идентичной ментальностью.
Край наш уютный и благодатный. Но здесь нет таких шальных денег, как в столицах или в сырьевых регионах. Сюда стремятся не за тем, чтобы заработать много и быстро. В первую очередь Кубань притягательна для умеренно зажиточных россиян, которые хотят спокойной обеспеченной жизни.
Люди едут из Сибири, с Дальнего Востока, Ставрополья. Если такая динамика сохранится, будет совсем неплохо!
А вот несдерживаемый приток людей с кардинально иными культурными установками, традициями и религией, как учит история, угрожает трагедией.
Чтобы не допустить негативного сценария в XXI веке, не нужно никаких экстраординарных мер. Поможет тщательно выверенное цивилизованное законодательство. Но при одном условии: перед законом все должны быть равны и соблюдать его следует четко.