Об этом и многом другом в студенческий праздник - Татьянин день - корреспонденту «АиФ-Юг» рассказала председатель первичной профсоюзной организации студентов Анна Голева.
Поиграем в президента
- Анна Юрьевна, до сих пор не все понимают роль профкома в студенческой жизни.
- Профком несет огромную воспитательную нагрузку. Раньше эту функцию выполняли комсомольские организации. Потом наступила перестройка, на воспитание подрастающей смены перестали обращать внимание, «благодаря» чему мы потеряли несколько поколений молодежи.
В результате она стала менее ответственной и самостоятельной. Умение руководить, организационные навыки - то, чему нас учили в пионерии и комсомоле, были утеряны. К счастью, в 2006-м году ситуация изменилась. В нашем крае произошло заметное изменение отношения к этой проблеме, и работе с молодежью стали уделять много внимания.
В школах также начали активно развивать институт самоуправления.
- Сейчас только и слышишь о молодежных парламентах, школах лидеров, студенты моделируют президентские выборы. Не рановато ли?
- Нет, в самый раз. Опыт нужно получать уже со школьной скамьи. Ребята должны понимать механизмы мировых политических и экономических тенденций, понимать, как жить и работать в своем государстве. Осознавать свою роль в этой жизни. Я не за серую массу. Она легко управляема. Если мы хотим сохранить государство, нужно, чтобы молодежь начинала изучать происходящие процессы еще со школьной скамьи.
Профком не собес
- У многих существует распространенное убеждение, что профком нужен, чтобы получить путевку, место в общежитии…
- Действительно, некоторые воспринимают профком как некий собес. Нужно менять это потребительское отношение. Человек приходит в профсоюз не для того, чтобы иметь выгоду, а чтобы учиться рычагам управления в обществе.
- Каким должен быть проф-союзный работник?
- Харизматичным, способным увлечь за собой. Собрать толпу на вечеринку - легко. А вот навести порядок на кладбище, провести субботник? Организовать людей для этого не так-то просто. Необходимо быть дипломатом, уметь улаживать спорные моменты. К примеру, был такой случай. Председателю профсоюзного бюро нужно было забрать студентов на какое-то мероприятие. А декан факультета очень неодобрительно относился к подобным вещам. Студент долго думал, как бы подступиться к руководству.
И тут в одной книжке про народные приметы вычитал, что если три раза обойти вокруг человека и сплюнуть через левое плечо, то он согласится на любое твое предложение. И вот представьте себе: он молча зашел в кабинет декана, обошел его три раза, поплевал себе через плечо. Все это время декан с оторопью наблюдал за действиями нашего активиста. Но когда он ему все объяснил, декан долго смеялся и, конечно, разрешил.
Мы говорим о воспитании гражданской активности. Однако в некоторых вузах эти качества воспитывают странными методами: загоняют студентов на выборы…
Перегибы, к сожалению, случаются. Многие стараются решить вопрос быстро, по-военному. Тем более что есть рычаги воздействия - зачеты, экзамены. Но нужно понимать: всегда найдутся те, кто воспротивится, и здесь не помогут ни угроза отчисления, ни провал сессии.
- Современное поколение значительно отличается от студентов тех же 90-х годов. Какая она - сегодняшняя молодежь?
- Разная. Есть ребята, которые находятся в зоне риска. Есть тусовщики. Им интересно ходить по клубам - и больше ничего. Но это очень маленькая прослойка, все-таки это увлечение требует большого количества денег.
В то же время сейчас много студентов, которые вынуждены идти подрабатывать.
- Чего, по-вашему, не хватает в государственной политике в отношении воспитания молодежи?
- Сейчас финансирование меньше, чем в доперестроечное время. Нет единой политики в этом вопросе, только направления. Хотя есть положительные моменты.
В декабре изменился порядок стипендиального обеспечения, все вузы получили средства на доплаты к стипендии за общественную работу, за спортивную деятельность, за творчество. То, что государство дало возможность мотивировать ту же общественную деятельность, это большой плюс.