Краснодарский край, 5 июля – АиФ-Юг. Храбрецы прошли пешком, проехали на лыжах, велосипедах и автомобиле, проплыли на катамаране пять континентов планеты – всего более 65 тысяч километров по тем местам, куда туристов никогда не водили. Испытали на себе голод, финансовый кризис и особенности местных бюрократий, выдержали нападения бандитов, разбирательства с полицией, тяжелейшие климатические условия. А главное – поднялись на многие действующие вулканы Тихоокеанского вулканического кольца: от Северной Америки до родной Камчатки.
Путешественники «разбудили» вулканы?
Когда в 2009 году известный кубанский путешественник Константин Мержоев рассказывал мне о маршруте будущей экспедиции, честно говоря, не верилось, что такое возможно. Сколько ни было в мировой практике экстремальных приключений, но всегда найдется что-нибудь такое, на что еще никто не осмеливался. Экспедиция «Огненный пояс Земли» как раз из этой серии.
«Огненный пояс Земли» – это другое название Тихоокеанского вулканического кольца – полосы действующих вулканов, которая проходит по побережью пяти континентов: Евразии, Северной и Южной Америк, Австралии и Антарктиды. Зона эта особенно сейсмоопасная: в ней находятся 328 активных вулканов из всех 540 известных. Некоторые из них извергались несколько веков назад, а некоторые – год-два назад. А какие-то выбрасывают лаву с пеплом прямо сейчас, когда путешественники прибыли в Краснодар.
– Когда мы приезжали к очередному вулкану, он пребывал в спокойствии, а сразу после нашего отъезда резко начинал активизироваться. Было в этом что-то мистическое, хотя есть научная теория о том, что вулканы «будят» друг друга. Но мы, когда летели в Краснодар из Москвы, начали переживать, что будет со столицей! – шутит Константин Мержоев на встрече с журналистами, учеными и общественностью, устроенной краснодарским отделением Русского географического общества.
Через пять континентов и 19 стран без отдыха
В чем уникальность экспедиции Мержоева? Во-первых, впервые путешественники прошли вдоль всего Тихоокеанского вулканического кольца. Во-вторых, континенты пересекали исключительно в долготном направлении (по географической долготе), то есть по максимальной протяженности материка. И, в-третьих, совершили кругосветку без перерыва на отпуск или отдых. А это все-таки маршрут по территории 19 государств мира: России, США, Канады, Мексики, Гватемалы, Сальвадора, Никарагуа, Коста-Рики, Панамы, Колумбии, Эквадора, Перу, Чили, Аргентины, Новой Зеландии, Австралии, Индонезии, Филиппин и Японии.
– При больших нагрузках устают абсолютно все люди, какими бы тренированными они ни были. Опыт моих предыдущих путешествий показывает, что в определенные периоды у участников экспедиции обязательно случаются кризисы, – говорил мне еще пять лет назад Константин Мержоев. – Первый примерно на 13-15 день похода, второй – на 50-60-ый, третий через девять месяцев.
Два года с лишним – срок почти невероятный. Но тем не менее сегодня руководитель экспедиции доволен.
– Для тех, кто понимает: к концу путешествия осталась половина из всех участников, с которыми я его начинал. Остальные сошли с дистанции. Однако при таких длительных экспедициях этот показатель обычно 20-30 процентов, – говорит Константин Сергеевич.
Читайте также. Константин Мержоев: «Экспедиция к вулканам - мой «Гамлет»>>
Как же удалось удержать членов экспедиции? Одна из причин: постоянная смена видов транспорта. К примеру, Аляску прошли на лыжах, потом сменили их на снегоходы, затем на автомобиль, дальше в ход пошли велосипеды, а вот Индонезию исследовали на катамаране. На Камчатке снова встали на лыжи. Таким образом разнообразили течение экспедиции.
Индонезийцы удивили «мрачной бюрократией»
Кстати, со своей задачей кубанские путешественники справились раньше положенного срока. Изначально экспедиция называлась «900 дней по Огненному поясу Земли». Но сегодня идет только 867-й день, а Мержоев и товарищи уже дома.
Дело в том, что некоторым планам в пути сбыться было не суждено. Например, была у Константина Сергеевича мысль подняться на вулкан Эребус, что в Антарктиде. Но, в конце концов, отсоветовали: задача слишком опасная.
А вот индонезийский вулкан Кракатау, на котором так мечтали побывать путешественники (равно как и все остальные вулканы страны), «сорвался» из-за бюрократических проволочек. Мержоев называет это «мрачной бюрократией».
– В Индонезии нам заявили, что нужен особый документ с печатями пяти различных министерств. Когда я позвонил в российское посольство, мне сказали, что такого документа вообще не существует. Предположили, что от нас просто надеются получить деньги, – рассказывает он.
Путешественники решили не связываться с коварными индонезийцами и проехать страну стороной, но пополнить запасы провизии все-таки пришлось. На берегу их поджидали полиция и военные, Мержоева препроводили в участок и отняли паспорт. Далее следовали более десяти часов допросов в лучших традициях со сменой дознавателей. И это притом, что документы у путешественников были в полно порядке, а при обыске ничего запрещенного не нашли.
– Наконец, полицейские утомились и хотели разойтись по домам, а нас никто отпускать не собирался. Перспектива провести ночь в участке меня чрезвычайно разозлила. Я встал в дверях и закричал, что никого из здания не выпущу, пока мне не вернут документы, – вспоминает Константин Сергеевич. – После этого мы быстро погрузились на катамаран и отплыли.
Одни и без оружия: папуасы не съели, но пытались грабить
Но если столкновения с полицией и официальными властями можно назвать досадными обстоятельствами, то были и «приключения» по-настоящему опасные.
Маршрут экспедиции проходит по таким территориям, где в большинстве случаев трудно отыскать хоть какую-нибудь службу спасения. Добавьте к этому одни из самых криминальных стран мира Мексику и Гватемалу – в первой из них путешественникам пришлось спасать изрешеченного пулями местного жителя, на которого они наткнулись при восхождении. Как-то раз буквально рядом с ними расстреляли автобус с людьми….
Но самые неприятные воспоминания оставила Папуа – Новая Гвинея. Ее столица Порт Морсби по праву считается самой криминальной столицей в мире, в ней нет ни одного представительства других стран! Кроме того, жители Папуа-Новая Гвинея до сих пор придерживаются каннибализма. В дни, когда там были наши путешественники, проходили очередные парламентские выборы, во время которых шесть депутатов …были съедены. Как объясняли местные жители, «это были плохие люди».
СПРАВКА | |
---|---|
Константин Мержоев. Член Русского географического общества. Мастер спорта, многократный чемпион России по спортивному туризму, участник экспедиций «Буордах-92», «Транскавказ-93», «Северный полюс-94», «Дорогами России-97», «Кубанская кругосветка-98», «Сотый меридиан-2002», «Из варяг в греки - 2003», «Дорогой героев - 2005», «Евразия - 2007». Одна из его идей – возрождение в крае традиций активного и пешеходного туризма. |
Чтобы не повторить судьбу Кука, нашим путешественникам приходилось держать ухо в остро. Признаются, что почти не спали по ночам все время прохождения этой страны, потому что именно по ночам местные жители организовывали бандитские нападения. При этом никакого оружия у Мержоева со товарищи не было.
– И хорошо, что не было. Иначе мои руки сегодня точно были бы в крови! Во время одного из нападений я впал в такой гнев, что кричал: «Дайте мне мачете!» – рассказывает сегодня Константин Сергеевич. – Жители Папуа-Новая Гвинея пусть и одеваются, как мы, получают образование, но психологически остались на прежнем уровне. Проявление доброты расценивается ими как слабость. Если ты сегодня подарил ему футболку, завтра он придет и потребует еще три, а если ты не дашь – достанет мачете и тебя зарежет. Если же ты скажешь, что убьешь его и будешь при это блефовать, просто запугивая, они это легко поймут и тогда тебя уже ничто не спасет!
Мержоев признается, что в сложных ситуациях спасало исключительно знание психологии. Впрочем, не все папуасы были враждебны, некоторые угощали местными блюдами.
Во власти тайфунов: тяжелая дорога к Японии
Из-за того, что путешественники выбились из графика, на участке пути от Индонезии до Японии оказались, мягко говоря, не в лучшее время. А ведь плыли на парусной яхте. В этот период яхтсмены там не ходят категорически – слишком опасно. Сезон тайфунов, шторма до 9 баллов!
– Все яхтсмены мира за нами следили, – улыбаются сегодня путешественники. – Это было очень страшно: то штиль, то тайфун. Пока штиль, ты не можешь двигаться и стоишь на месте, с ужасом ожидая прихода очередного тайфуна…
ОПРОС | |
---|---|
А ведь большинство участников экспедиции до этого ни разу не водили яхту.
Вообще товарищи Мержоева много чего не умели до путешествия и мало что себе о нем представляли. Чего, к счастью для ребят, нельзя сказать о Константине Сергеевиче, который еще за три года до экспедиции знал, где команда будет останавливаться на ночлег на каждом этапе маршрута.
Когда ребят стали спрашивать, пошли бы они в экспедицию, если бы знали о трудностях заранее, большинство призналось: «нет».
Впрочем, в один из периодов в путешествии участвовала даже дочь Мержоева Лейла. Она прошла с отцом всю Австралию. Второй женщиной в команде путешественников была женщина-шкипер из Сибири.
Дал себе обещание не бриться и не стричь волосы
Интересно, что за все долгое время экспедиции ни один из участников не получил серьезных травм и не заболел тяжело. Простуда свалила одного только Мержоева и то уже в России. Пришлось на три дня отложить восхождение на Курильский вулкан Тятя.
Кстати, на время экспедиции Константин Мержоев дал себе обещание не стричься и не бриться. В результате в Краснодаре перед семьей, коллегами и журналистами предстал с длинными волосами и окладистой бородой.
Экспедиция завершена, но теперь у храбрецов – груды фото- и видеоматериалов, которые надо обработать. В планах – написание книги об «Огненном поясе», документальный фильм, публикация дорожных дневников, монографий. В них – научные геологические, этнографические сведения. Словом, есть чем заняться в ближайшее время.