Что станет с человеком, если он окажется вдали от цивилизации, на берегу океана, в тайге или встретится лицом к лицу с племенем каннибалов? Обычный среднестатический житель города, возможно, не протянет и несколько дней, а вот путешественник Константин Мержоев с командой единомышленников два с половиной года совершал восхождения на вулканы и вернулся целым и невредимым. Он передвигался по суше и воде, ему оказались нипочем конфликты с людоедами, шторм посреди океана, но разочаровали соотечественники…
Угрюмое общество
- Константин Сергеевич, давайте вспомним, как все начиналось.
- Идея экспедиции «900 дней. Огненный пояс Земли» возникла еще в 2002 году. Несколько лет я ее вынашивал, обдумывал, собирал информацию. За эти годы я побывал еще в трех экспедициях, морально готовился к этой. Изначально хотел пройти по всем вулканам мира, даже продумал маршрут, подробно описал и нарисовал карту. Однако на это потребовалось бы от семи до десяти лет. Это слишком долго, поэтому я решил ограничиться Тихоокеанским огненным кольцом. Где наибольшее скопление активных вулканов.
Читайте также. Константин Мержоев: «Экспедиция к вулканам - мой «Гамлет»>>
- Вы два с половиной года отсутствовали в родном городе, в родной стране. Что вас поразило по прибытию? Изменились ли люди?
- Общество наше, какое было, таким и осталось – хмурое. Мои соотечественники напоминают мне жителей Папуа-Новой Гвинеи. Папуасы ходят с грозным видом с мачетой в руках, но у них так сложилось исторически. Они все время конфликтуют между собой. Но мы ведь позиционируем себя как цивилизованное общество! Первое, что бросается мне в глаза, после долгого отсутствия на родине, неуважительное отношение друг к другу. Даже в странах, где воюют и убивают, люди не ругаются на пустом месте, а у нас это сплошь и рядом. Скандалят в трамваях, не уступают место старшим, ругаются на рынке, могут толкнуть. И все это без причины. Когда вернулся в Россию, было чувство, будто с меня содрали кожу и стали бить розгами. Кто-то посторонний ругается, а мне больно. Анализируя эту ситуацию, бывая в разных странах, могу сказать – корень зла в каждом из нас.
- Какая страна вас поразила?
- Япония. Вот уже 20 лет хожу в экспедиции, мне интересно, как живут люди, наблюдаю за их взаимоотношениями. После посещения Японии не понимал и злился, почему в нашей стране все по-другому. Японцы, хотя они нам улыбаются и кланяются, между собой живут одной семьей. Поражает, как они искренне любят друг друга и свою страну. Каждый японец старается после работы задержаться и потрудиться на благо Великой Японии, как они говорят. Бесплатно! Они настолько скрупулезно и добросовестно относятся ко всему: строительству домов, прокладке дорог и т.д. Я специально проехал по тем местам, где два года назад бушевало цунами. И был поражен! Даже намеков нет на то, что совсем недавно здесь стихия разрушила дома, здания, буквально стерла с лица земли микрорайоны. Мы же перестали замечать наши достижения, славим шутов и придаем забвению героев. Дошли до того, что наши дети сомневаются в героическом прошлом своей страны. Мы требуем смены власти, обвиняя ее во всех грехах, даже в том, что у нас под ногами грязь, вместо того, чтобы взять лопату и убрать ее, как это делают другие.
Кто не рискует…
- Вы много путешествуете, решаетесь на рискованные поездки и долгосрочные экспедиции, но такие, как вы, единицы. Можно ли описать наше современное общество фразой из фильма Рязанова: «В нас пропал дух авантюризма»?
- Думаю, нет. Авантюристов у нас много, а вот здравых авантюристов – не так уж. Сегодняшняя молодежь с удовольствием подписывается на риск. Молодость и амбиции сделали свое дело и с участниками этой экспедиции. Ребята, которые отправились со мной, сами изъявили такое желание. Хотя изначально я думал, что придется идти одному. У меня уже были такие экспедиции, где я шел до конца, а люди на разных этапах менялись, ведь на такой долгий срок мало кто хотел покидать дом и семью. Перед отправлением говорил ребятам, что нас ждет, как действовать в той или иной ситуации и, главное, как бороться с самим собой. Вот двое дошли со мной до конца, а стартовало нас шестеро.
- Как проявляется характер человека в суровых условиях?
- Характер проявляется по-разному. Я заранее стараюсь подбирать людей, способных подавить в себе негативные эмоции, переступить через свои амбиции. Откуда появляется негатив? Физическая усталость, голод, жесткие погодные условия, страх – все это вкупе приводит к отчаянию, злости, раздражительности. Кто-то начинает сразу ныть, у кого-то ломка возникает позже. Если человек слаб духом, он, естественно, не выдерживает. Но себя можно подготовить. Главное, быть не гнилым.
- Человек возомнил себя царем природы, позволяет себе вырубать леса, загрязнять водоемы. Но ведь на самом деле мы беззащитны. Не так ли?
- Те, кто считает себя царем природы, глупцы. Достаточно оказаться в центре Тихого океана, в тайге или джунглях, и начнешь бояться собственной тени. На самом деле, человек не может ничего изменить на планете Земля, только сломать и уничтожить. Хотя мы можем и восполнить то, что разрушено цивилизацией. Мне нравится один французский мультфильм, в котором старик-пастух после того, как потерял свою семью, каждый день перебирал желуди и сажал по 100 деревьев. В итоге он восстанавливает целый горный район, где потом поселились люди. Это мы должны подстраиваться под природу, вписываться в ее ландшафт, а мы сначала уничтожаем, а потом строим.
Все дело в романтике!
- Вы надолго отказались от благ цивилизации. Как вы считаете, многие ли так сумеют? Насколько общество стало зависимым от компьютерных технологий и коммуникаций?
- Сильно зависимо. Я это увидел на участниках экспедиции. Компьютер был один на всех, поэтому, когда появлялась возможность выйти в интернет, ребята выстраивались в очередь. Первым делом, конечно, старались пообщаться с близкими, но потом и просто побродить по просторам всемирной паутины. Сегодня вообще виртуальный мир подавил реальность. И это печально, потому что в интернете я наблюдаю деградацию людей, исчезают такие понятия, как достоинство и честь. Сам я никогда не читаю форумы. Люди и там ругаются, оскорбляют друг друга самыми последними словами. Смогли бы они сказать тоже самое, глядя в лицо друг другу? Сомневаюсь.
- Экспедиция – большой труд и много работы, ну а романтика, о которой писали еще Свифт и Дефо, присутствует?
- Ради нее я и отправляюсь в путешествие! Я наслаждаюсь самим процессом. Да, много трудностей, проблем, опасностей, но вскоре это забывается, а ощущение свободы, близости к природе остается. Хотя еще неизвестно, где труднее – в обществе или в дикой природе. В повседневной жизни от тебя мало что зависит, а там все зависит от тебя и от Бога. Если я не наловлю рыбы, останусь голодным, не нарублю дров – замерзну. Город меня опустошает, я здесь чахну, а на природе живу. Поэтому в выходные уезжаю за город, поближе к земле. И советую всем больше путешествовать, смотреть на других людей, делать выводы и правильно воспитывать детей.