Туристы или гости, попадающие на Кубань, посетив наши базары и рынки, первым делом удивляются: «Ну, у вас и цены!». Людям, проживающим в более холодных широтах, сложно понять, почему там, где все само растет, стоимость на многие продукты такая же, как, например, в Москве? А в небольших городах средней полосы России можно закупиться и гораздо дешевле!
Так было не всегда. Еще лет 30 - 40 назад, когда станичники массово выращивали овощи и фрукты, купить их на базаре можно было за копейки. Но потом, когда капитализм показал свое недоброе лицо, большинство бросило подсобные хозяйства и занялось куплей-продажей. Понятно, что продукты в разы подорожали. Особенно цены кусаются сейчас. Рубль слабеет, а перекупщики не упускают выгоду.
Очень красочно городской быт, условия и уровень жизни описывается в недавно изданной книге «Град Екатерины» (составители Н. Корсакова и Б.Устинов), где приводятся воспоминания самих горожан, и мы из первых уст узнаем о том, как жили екатеринодарцы.
Деликатесная икра за 3 копейки
Степан Иванович Эрастов родился в декабре 1856 года в Екатеринадаре.
«…Черноморцы называли его просто «Город». Наша семья жила возле Старого базара, от которого терпела огромные муки. Летом из-за страшного смрада и жары, зимой из-за непролазной грязищи. Площадь базара, как и все улицы, была немощеной. Сотни волов с возами, что съезжались из всех станиц, плотно удобряли базар, а во время дождей размешивали грязь на аршин глубиной. Создавалось непроходимое болото. Воздух был тяжелым и нездоровым», - вспоминает он.
Но, тем не менее, многие стремились на Кубань! Почему?
«…Плодородная сила земли была такой, что приезжие удивлялись: воткнешь в землю палку, а она растет. Ко всему в реках водилось много рыбы, а черноморцы любили ее. Из исторических источников известно, что цены на рыбу в начале 19 столетия были удивительными. Икра стоила 3 копейки за фунт, балык - 4 копейки, свежая осетрина - 35 копеек за пуд», - пишет Степан Эрастов.
Или вот еще:
«... Продукты питания были в великом изобилии и продавались по ценам ныне неправдоподобным! Знаменитая ачуевская икра по 15 копеек за фунт, индюки по 30 копеек, масло свежее 15 копеек за фунт. Целый огромный воз арбузов можно было купить за 50 копеек!».
Товары дорожали не из-за доллара, а из-за грязи
Вторит Степану Эрастову и Ольга Стратонова, семья которой переселилась в 1871 году в Кубанскую область из Одессы.
В своих воспоминаниях она пишет: «Жить в Екатеринадоре было недорого. Местные продукты поражали дешевизной. Так, например, поросенок на базаре стоил 15 копеек, за сажень дров, которые доставлялись черкесами, мы платили шесть-семь рублей - и все в таком же роде...
…Вместо магазинов здесь были ряды лавок, затемненных широкими навесами на каменных столбах. В мануфактурных лавках продавался московский товар весьма низкого достоинства. В галантерейных, где можно было встретить все, начиная от невозможных шляп, самой простой обуви, кружев, лент, кончая самоварами и кастрюлями, товар был также плох. И для того чтобы иметь порядочные вещи, нужно было выписать все - начиная с иголок и булавок. Мебели в продаже совсем не было. Самыми лучшими здесь были бакалейные лавки. В них почти все можно было найти. При этом в городе была одна плохонькая кондитерская и ни одной булочной. Базарный хлеб по своему качеству был неудовлетворителен. Необходимо было печь его дома».
В половине сентября в Екатеринодаре начиналось оживление. Открывалась ежегодная ярмарка. Местные купцы спешили перевозить свой товар за город. Где в полуверсте находилось много деревянных балаганов, приспособленных для лавок. Главное значение ярмарки состоялось в том, что на нее стекались иногородние купцы, привозившие много хороших разнообразных товаров. Они открывали мануфактурные, галантерейные, бакалейные, посудные и другие торговли. На ярмарку пригонялось много разного скота, лошадей, домашней птицы. Привозили всякие ручные изделия и всевозможные сельские продукты. Из станиц сюда наезжало много казачьих офицеров с семьями, а также простых казаков. Кто-то продавал, кто-то покупал.
Для екатеринадорцев ярмарка имела и другое, не менее важное значение. Осенью и зимой благодаря невозможной, невылазной грязи было трудно подъехать к городу, в самом же Екатеринодаре было еще хуже. Даже приезжавших на почтовых лошадях довозили только до станции, находившейся за городом, а летом предоставляли седокам добираться домой собственными силами. За невозможностью проезда подвоз товаров совершенно прекращался. Это вызывало сильное повышение цен вообще, а на бакалейные, как на самые необходимые товары, это в особенности ощущалось. Иногда же среди зимы запасы в магазинах совсем истощались.
Горожанам необходимо было на ярмарке закупить на всю зиму сахар, чай, свечи и прочее, а также сельские продукты, которые зимой редко доставляли в город».