Многофункциональные центры (МФЦ) начали свою работу не так давно, поэтому среди населения они малоизвестны. Немногие знают, как эта структура может облегчить оформление земли в собственность или же регистрацию новой постройки.
Многофункциональный центр обеспечивает предоставление комплекса государственных и муниципальных услуг в режиме «единого окна». При этом взаимодействие между инстанциями, необходимое для оказания услуги (включая согласования, получение выписок, справок), происходит без участия заявителя. Но обо всем по порядку…
Для того чтобы рассказать о работе МФЦ, мы отправились в Абинский район. Это один из первых муниципалитетов Кубани, где появился многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
МФЦ – не панацея, но работает
Итак, мы у дверей той структуры, на которую возлагают большие надежды и ее создатели, и те, на кого в первую очередь рассчитана работа МФЦ, – само население.
Просторное светлое помещение, дизайн которого выдержан в едином стиле, впечатляет своими размерами. Установлены кресла, работает сплитсистема. Вдоль окон за оборудованными местами сидят консультанты.
Встречает нас администратор зала Элла Николаевна. Все посетители в первую очередь подходят именно к ней. Основная задача администратора – объяснить людям, как работает электронная система. Далее следует выбор той услуги, которая интересует посетителя, будь то оформление и регистрация недвижимости или же получение необходимых справок.
Выдается талон, на котором указан номер в очереди и окна, где человека будет ждать нужный ему консультант.
В основном помощь требуется тем, кто в МФЦ пришел впервые. К примеру, Татьяна Крылова в центре в первый раз, она принесла документы на вступление в наследство. C неподдельным интересом наблюдает за тем, как Элла Николаевна под диктовку на сенсорном экране набирает ее фамилию, имя и отчество.
На вопрос: сможет ли Татьяна в следующий раз самостоятельно получить талончик с номером в очереди, та улыбаясь отвечает: «Буду стараться!».
После консультации у специалиста посетителю выдается справка о том, что МФЦ принял документы.
В справке указан номер заявления. Это весьма удобно тем, кто свободно умеет пользоваться сетью Интернет.
По данному номеру человек может проследить, на какой стадии обработки сейчас находятся его документы.
Как рассказывает администратор центра, сроки работы с документами не должны нарушать законные рамки. Если же все-таки нарушения происходят, а это фиксирует аналитический отдел центра, то сотрудники МФЦ обязаны своевременно выяснять причины.
– Если вспомнить, как раньше, к примеру, приходилось оформлять документы на дом после его приобретения, – рассказывает Раиса Владимировна Зуева, – то это была непрерывная беготня от одной инстанции к другой в течение почти полугода. На это уходило очень много сил и времени. С созданием МФЦ, думаю, данная проблема будет решена.
Сейчас важно, чтобы населению постоянно рассказывали о том, что есть такой центр, ведь немногие знают о его существовании. Да и сами организации, в которые приходят люди по старой привычке, должны информировать об МФЦ.
Ставка – на молодежь
Рабочий персонал центра весьма молодой. Как поясняет пресс-секретарь администрации Абинского района Владимир Плешаков, муниципалитетом была сделана ставка именно на молодые кадры. Специалисты предоставляют услуги росреестра и муниципально-кадастровой палаты, земельно-имущественной сферы, выдают необходимые социальные справки.
Дополнительные услуги оказывают федеральное и краевое БТИ и архитектурно-планировочное бюро. Предоставляют здесь и услуги районной администрации. В скором времени, когда будет готово еще одно подобное помещение, в МФЦ поместят представителей паспортно-визовой службы и других организаций, которые также будут работать с гражданами по принципу «единого окна».
Сегодня МФЦ обслуживает около 130 человек в день. Пожалуй, вскоре поток населения сюда значительно увеличится. Здесь появится представительство банка «Кубань Кредит», который выиграл тендер на размещение в центре своего отделения. Пока что квитанции на оплату налогов и сборов посетители МФЦ оплачивают в банке, который находится неподалеку от здания.
О перспективах
Сегодня МФЦ предоставляет услуги только в полномочиях Абинского городского поселения, а в будущем руководство центра планирует привлечь к дистанционной работе еще восемь крупных поселений района. Тогда, к примеру, жителям отдаленной от райцентра станицы Мингрельской можно будет сдать документы представителю МФЦ по месту жительства, а тот, в свою очередь, через Интернет передаст их в главное отделение центра.
Кроме того, федеральный закон предусматривает возможность получения услуг в электронном виде через портал государственных и муниципальных услуг, а также с помощью универсальных электронных карт.
Имея такую карту и несколько электронных приложений к ней, человек сможет с легкостью запросить, получить и оплатить ею все необходимые услуги. В частности, федеральное электронное приложение обеспечит получение государственных услуг и услуг других организаций на всей территории страны, региональное – даст возможность воспользоваться госуслугами, предоставляемыми региональной властью. На Кубани первая социальная карта появилась уже в сентябре нынешнего года. И можно надеяться, что вскоре эта система заработает на полную мощность. Тогда электронный оборот документов станет еще востребованей.
Пока же населению остается привыкать к МФЦ. Время электронных технологий не стоит на месте. Идущему вровень с прогрессом поколению легко осваивать нововведения, чего нельзя сказать о людях более старшего возраста.
Сергей Бирюк пришел в центр со своей бабушкой оформлять землю в собственность. Пока он получал квиток с номером в очереди, пожилая женщина успела все рассмотреть, подивиться и познакомиться с теми, кто ждет своей очереди. Ведь даже электронные технологии не смогут заменить живого общения.
– Нашему поколению уже сложно разобраться во всех этих новшествах, – делится впечатлениями Любовь Ивановна. – Зато дети и внуки теперь гораздо быстрее смогут решать многие – и свои, и наши – вопросы. В центре комфортно и уютно, а для нас, стариков, это, пожалуй, самое важное.
Главное, чтобы то первое впечатление, что сложилось после увиденного, осталось неизменным, а МФЦ стал не только популярным среди населения, но и смог бы работать в полную силу, без проволочек и накладок.