Примерное время чтения: 17 минут
420

Студент. Специалист. Безработный? Количество «бесплатников» сокращается, армия «платников» – растет

В системе высшего профессионального образования реформы имеют перманентный характер. В течение последних двух десятков лет как только заканчивается одна перестройка, начинается вторая…

Одним из следствий этих реформ стал резкий рост армии студентов. Какие проблемы для государства и для самих учащихся порождает такое положение вещей, и как их удается решать?

На территории края осуществляют образовательную деятельность 78 учреждений высшего профессионального образования. Среди них 11 государственных, 22 негосударственных и 45 филиалов инорегиональных вузов. Как разобраться, в каком из них в смысле учебы дадут больше и качественнее?

Для этого региональным Министерством образования и науки ежегодно проводится мониторинг деятельности вузов, на основании которого составляется рейтинг. 

– Он учитывает, – говорит министр образования и науки Краснодарского края Наталья Наумова, – такие показатели, как средний балл ЕГЭ при зачислении, участие студентов в конкурсах, количество студентов, получающих стипендии и гранты, занимающихся научно-исследовательской работой, доля выпускников, трудо-устроившихся по полученной специальности, и ряд других факторов.

Кроме того, на место вуза в рейтинге влияют наличие у него специальностей, востребованных экономикой края, оснащение учебно-материальной базы, наличие условий для занятий спортом, организация питания и медицинской помощи.

Принципиальным моментом при выборе вуза абитуриентом становится наличие лицензии, то есть права на ведение образовательной деятельности, и свидетельства о государственной аккредитации. Эти документы дают выпускнику гарантию, что по окончании университета он получит диплом государственного образца.

Такое внимание поступающих к формальностям легко объяснить: в последнее десятилетие в России было немало громких скандалов, связанных с тем, что вузы предоставляли образовательные услуги, но документ о завершении учебы не вручали – не имели такой возможности.

Сделать выбор и не ошибится

 

В Краснодарском крае достаточно активно ведется работа по подготовке молодежи к выбору будущей специальности.

Ежегодно региональное министерство образования и науки информирует абитуриентов и их родителей о структуре спроса экономики и перспективах трудоустройства.

В этих целях проводятся выставка образовательных учреждений «Образование. Карьера. Общество», форум «Создай себя сам!», акции «Вместе планируем профес- сиональный успех!», ярмарка «Кубань мастеровая».

Кроме того, все учреждения профессионального образования регулярно организуют Дни открытых дверей. Однако этого, похоже, мало. Ситуация диктует необходимость проводить постоянную работу по профессиональному ориентированию.

Причем в куда более раннем возрасте. Например, так, как это делают в Японии, где дети задолго до университетов пробуют «на вкус» разные специальности. Знакомство происходит за школьной скамьей, но обязательно при наставнике в лице профессионала, знающего и любящего свою работу.

Взрослому часы, проведенные рядом с ребенком, оплачивает государство.

Или так, как это практикуется в школах США. Там существует специальный курс «Развитие карьеры». Его преподают детям с 5 до 14 лет.

Понятно, что, подрастая, молодежь куда более осознанно, нежели российская, делает свой профессиональный выбор.

Не снимая ответственности с родителей, стоит сказать, что значительная доля вины в этом лежит именно на государстве: почему в школе уделяется выбору специальности так мало времени?

Очевидно, что выбор профессии должен стать если не предметом, равнозначным в школьной программе, условно, географии или физкультуре, то получить статус, по крайней мере, факультатива, на котором детей обучали бы главным нюансам определения будущей карьеры.

 

 

Частные отступают

Характерно, что всегда подобные инциденты происходили с частными учебными заведениями. В итоге это серьезно подорвало доверие к ним. Прежде здесь училось до 30% кубанских студентов. Сейчас ситуация в корне изменилась.

Вот весьма показательная статистика: в 2012 году в государственные вузы абитуриентами подана 101 тысяча заявлений (97% от общего количества), в негосударственные – всего 2,7 тысячи. Это в 2,5 раза меньше, чем поступило абитуриентов в один только Кубанский государственный университет.

И все же некоторые из них сохранили свои позиции. Наиболее популярными среди частных заведений являются Академия маркетинга и социально-информационных технологий (ИМСИТ) (664 заявления), Южный институт менеджмента (570), Международный инновационный университет (298), Кубанский социально-экономический институт (249), Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий (130).

Однако некоторые остались вовсе без абитуриентов: Сочинский институт курортной рекреации и гостеприимства – филиал Международной академии туризма, Краснодарский и Новороссийский филиалы Современной гуманитарной академии, Сочинский морской институт. Едва ли можно назвать успехом деятельность Сочинского и Армавирского филиалов Современной гуманитарной академии, куда было подано всего по 1 заявлению.

По лекалам нормативов

Всего в этом году на первый курс всеми вузами Краснодарского края было принято 34 033 студента. Из них возможность учиться на бюджетных местах получили 9516 человек, на коммерческих – 24 517.

Количество «бесплатников» постоянно сокращается, армия «платников» – растет. Такова тенденция последних лет. Скажем, в сравнении с прошлым годом бюджетных мест стало меньше на 1405 единиц. Обусловлено это разными причинами, в том числе сокращением на очных и заочных формах обучения.

Зато размер оплаты хоть немного, да подрастает. Она формируется с учетом затрат учебного заведения на заработную плату профессорско-преподавательского состава, содержание помещений, приобретение учебно-лабораторного оборудования и других расходных статей.

Никакой самодеятельности в этом отношении вузы себе не позволяют: ориентиром здесь являются разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации нормативные затраты на реализацию основных образовательных программ высшего профессионального образования за единицу государственной услуги.

В итоге сегодня стоимость обучения в кубанских вузах варьируется (поскольку условия, в соответствии с нормативами, везде разные) от 60 до 112 тысяч рублей в год – в зависимости от направления подготовки.

Так, например, учеба по направлению «Экономика» в КубГУ обходится в 95 000 рублей в год, в КубГАУ – в 71 000 рублей, а в КГУКИ – в 60 200. Похожие расценки в этих трех ведущих краевых вузах и по другим специальностям. Скажем, в КубГУ будущим юристам приходится ежегодно платить 90 200 рублей, а в КубГАУ и КГУКИ – соответственно, 71 000 и 60 200 рублей.

Вопрос престижа

Какие профессии предпочитает получать молодежь? Притчей во языцех стало перепроизводство юристов, экономистов и представителей некоторых других направлений. Достаточно сказать, что в этом году более 30% заявлений было подано как раз на экономические специальности. 

В Кубанском государственном технологическом университете зарегистрировали своеобразный рекорд – 159 заявлений на одно место!

Правда, достаточно высокий спрос, хотя и не настолько, фиксируется и на других направлениях. Скажем, большой конкурс отмечен на специальностях «Фармация» в Кубанском государственном медицинском университете – 58,1 заявления на одно место и «Информационные системы и технологии» в Кубанском государственном аграрном университете – 53 заявления. В Кубанском государственном университете на направление «Менеджмент» претендовало в среднем 37,6 человека на одно место, в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма на «Психолого-педагогическое образование» – 12. А в Армавирской государственной педагогической академии перспектива получить образование по специальности «Специальное образование (дефектологическое)» привлекла внимание 7,4 абитуриента в расчете на одно место.

Следует отметить, что за последние три года у молодежи заметно возрос интерес к совсем недавно экзотическим профессиям. Очень характерен пример с направлением «Электроника и наноэлектроника» в КубГУ. В 2010 году было 7,7 заявления на одно место, в 2011-м – 7,8 и в 2012-м – 12,8 заявления.

К слову, растет и популярность классической математики. В позапрошлом году на одно место приходилось всего 2,6 заявления, в прошлом – уже 3,8, а в нынешнем – 4,6.

Сказывается и олимпийский фактор, который обуславливает интерес к иностранным языкам. Спрос на фундаментальную и прикладную лингвистику подскочил с 2010-го по 2012 год с 15,7 до 31,9, а на зарубежное регионоведение – с 8,8 до 21,3 заявления на одно место.

Халтурщиков – к ногтю!

В целом можно сказать, что вузы сейчас подходят к анализу ситуации на кадровом рынке и к оценке его потребностей более тщательно, чем еще 4–5 лет назад. Определяя план набора студентов, высшие учебные заведения учитывают социально-экономические особенности региона.

По словам Натальи Наумовой, новые направления подготовки открыты в Кубанском государственном технологическом университете: «Специальные системы жизнеобеспечения», «Экономическая безопасность», «Информационная безопасность» и «Строительство уникальных зданий и сооружений». В Кубанском государственном аграрном университете впервые произведен набор студентов по направлениям «Наземные транспортно-технологические средства и комплексы» и «Стандартизация и метрология», а в Кубанском государственном университете появились «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Педагогика и психология девиантного поведения», «Фундаментальная математика и механика»…

И все же ситуация далека от идеальной. Налицо сильнейший перекос в сторону подготовки никому не нужной армии юристов, экономистов и управленцев для органов власти. Главная причина этого бедствия в том, что данные специальности пользуются огромным спросом у населения. Молодые люди и их родители ратуют за престижные, по их мнению, профессии, которые совершенно не нужны рынку труда.

Очевидно, что такой интерес к экономическим специальностям и юриспруденции произрастает из нашего советского прошлого. Тогда поступление на эти факультеты автоматически давало молодым специалистам высокие стартовые возможности. 

Инициативы премьера

В не меньшей степени ситуацию осложняет то, что объективно именно эти три направления – юриспруденция, экономика и управление – дают вузам шанс солидно заработать за счет популярности факультетов. Это немаловажно в условиях, увы, дефицитного финансирования со стороны бюджета для государственных вузов и жизненно важно – для негосударственных. Только вот, если первые, по крайней мере некоторые из них, отрабатывают деньги студентов, используя давно сложившуюся преподавательскую школу и предоставляя шанс все же найти работу по специальности, то вторые просто получают платежи, но серьезную базу знаний взамен предоставить могут не всегда.

Во многом именно это обстоятельство заставило премьер-министра России Дмитрия Медведева сделать несколько резких заявлений о необходимости существенного уменьшения численности высших учебных заведений в стране. 

– Очевидно, что общее количество вузов превосходит все разумные рамки, – считает премьер. – Значительная их часть – те, которые не отвечают современным критериям, –  должна быть перепрофилирована или закрыта.

Так что в ближайшее время, очень может быть, в системе вузов начнется жесткий отбор – слабые учебные заведения будут уходить с рынка образовательных услуг. При этом в ходе селекции форма собственности – государственный институт или частный – принципиального значения иметь не будет. Главным фактором станет качество образования.

Теперь все зависит от действий Государственной Думы: ей предстоит принять закон, который будет регламентировать все ключевые моменты в сфере высшего образования. Собственно, этот документ уже давно разработан и размещен в открытом доступе для обсуждения – еще 1 декабря 2010 года. С тех пор проведена масса мероприятий и слушаний, однако дальше дело не идет. Возможно, все изменится после вмешательства Дмитрия Медведева, который считает, что законопроект в гораздо большей степени отражает современное состояние российского образования, нежели ныне действующие документы.

Премьер пообещал как можно скорее «вытолкнуть» документ в парламент. Если все получится как задумано, на реализацию закона только в 2013 году будет направлено дополнительно из федерального бюджета порядка 16 миллиардов рублей, из региональных бюджетов – более 400 миллиардов. А в течение 8 лет расходы составят примерно 5 триллионов рублей. Эти деньги, помимо всего прочего, дадут возможность государственным вузам меньше ориентироваться на специальности, приносящие доходы, но не востребованные экономикой.

О желаемом и действительном

Вполне согласны с тем, что кардинальные изменения и жесткий отбор лучших вузов давно назрели, и кубанские представители высшей школы. 

– Мы уже доработались до того, что у нас в некоторых населенных пунктах количество вузов и их филиалов равно количеству общеобразовательных школ, – констатирует ректор КубГУ Михаил Астапов. – Это полный абсурд! В Краснодарском крае в высшие учебные заведения поступает едва ли не столько же людей, сколько оканчивает школу. У нас де-факто высшее образование стало всеобщим.

Как бы то ни было, закон, в лучшем случае, только предстоит принять. А затем в течение нескольких лет нужно будет кропотливо собирать информацию, чтобы определить, правильный ли вектор развития избран.

Пока же остается констатировать, что система высшей школы в некоторых сегментах ее деятельности сильно сбоит. Это подтверждает прежде всего такой факт: направления, которые пользуются наибольшей популярностью у абитуриентов, имеют самый низкий рейтинг по трудоустроившимся выпускникам. Это характерно в целом для России, является больным местом и для Краснодарского края.

В текущем году число выпускников-экономистов кубанских вузов составило 5955 человек. Потребность же региона в этих специалистах более чем в два раза ниже (2300). По юриспруденции ситуация еще хуже. Количество выпускников – 1962 человека. Рынку же, по данным министерства образования края, нужны только 380 юристов.

С точностью до наоборот дела обстоят в некоторых весьма востребованных направлениях. Потребность экономики края в строителях с высшим образованием составляет 910 человек, а выпускников – всего 540. Похожий расклад по «Информатике»: выпуск – 467, нужны – 840 специалистов…

Занято? Свободно!

Но это лишь вершина айсберга. Данные департамента труда и занятости Краснодарского края свидетельствуют о том, что проблема гораздо более масштабна.

По состоянию на 1 августа 2012 года в органы службы занятости населения организациями было заявлено 48,7 тысячи вакансий для постоянного трудоустройства. Из них 7,5 тысячи – для специалистов с высшим профессиональным образованием. Сильнее всего в них нуждаются предприятия сферы здравоохранения и предоставления социальных услуг – 2,8 тысячи вакансий (37,3% от общего количества вакансий для специалистов – выпускников вузов), учреждения системы образования – 1,5 тысячи (20%). Наиболее востребованными являются вакансии инженеров (679 единиц), врачей (976) и учителей (466).

Но в службы занятости идут отнюдь не они. Точнее, не столько они. 

– В последние годы среди обратившихся за помощью преобладают выпускники гуманитарных специальностей, – говорит первый заместитель руководителя департамента Елена Сынкова. – Прежде всего это экономисты, менеджеры и юристы. 

Здесь стоит отметить одну немаловажную вещь. Считается, что молодежи, едва вышедшей из вузовских аудиторий, сложно получить работу, поскольку работодатели не дают шанса проявить себя тем, кто не имеет опыта. 

На самом деле это не совсем так. В общем количестве вакансий для специалистов с высшим образованием для 4,8 тысячи требования к стажу не предъявляются. Но касается это, конечно, главным образом отнюдь не юристов и экономистов, а представителей профессий, в которых край реально нуждается.

Налицо проблема дисбаланса спроса и предложения. Например, на 54 вакансии экономиста приходится 1512 граждан, имеющих соответствующее образование. Но на 323 места в медицинских учреждениях приходится всего 32 соискателя…

Ничего личного

Перекос в сторону выпуска не востребованных рынком специалистов, которые в принципе имеют минимум шансов получить работу по профессии, отчасти восполняется заботой вузов о трудоустройстве молодежи, которая задумалась о своем будущем еще при выборе факультета.

– Во многих высших учебных заведениях существует практика подготовки специалистов под заказ определенного предприятия или компании, – рассказывает министр образования Краснодарского края. – Для этого работодатель определяет требования, которым должен соответствовать выпускник, совместно с вузами разрабатывает программы обучения; студент проходит практику на этом предприятии, учреждаются стипендии компании и так далее.

Наиболее эффективной формой сотрудничества считается договор, заключаемый между потенциальным работодателем и вузом. Еще два способа обеспечить будущего выпускника хорошей работой по специальности – привлечение профильных компаний к совместной работе над дипломными проектами студентов, а также летние выездные практики на производственных базах солидных предприятий, нуждающихся в кадровом пополнении.

Изыскиваются и другие точки соприкосновения. Скажем, в Кубанском госуниверситете сейчас прорабатывается возможность создания так называемых корпоративных кафедр – предполагается, что к обучению студентов будут привлекаться представители потенциальных фирм-работодателей.

С этим трудно не согласиться. Сегодня ответственность всех сторон, участвующих в деле подготовки молодых специалистов, выходит на принципиально иной уровень. Даже вопрос трудоустройства выпускников перестал быть их личным делом. Когда на рынок труда происходит мощный выброс невостребованной рабочей силы, это становится делом государственным.

Гордость Кубани

 

По экспертным оценкам, лишь примерно 13% вузовских преподавателей в России ведут исследовательскую деятельность, «вырабатывая» новые научные знания.

Между тем деятельность сразу трех кубанских вузов на законодательном уровне признана инновационной. Кубанский государственный, Кубанский государственный технологический и Кубанский государственный аграрный университеты – эти образовательные учреждения являются динамично развивающимися комплексами, которые объединяют учебную, научную и инновационную деятельность.

В вузах созданы инновационные центры, комплексы и научно-технологические парки, оснащенные новейшим и уникальным специальным оборудованием, позволяющим вести научно-исследовательскую работу на международном уровне.

КубГУ, КубГТУ и КубГАУ являются обладателями патентов и товарных знаков. Например, Кубанский государственный университет обладает примерно 80 объектами интеллектуальной собственности, Кубанский государственный технологический университет имеет почти 500 охранных документов, из них около 300 – на изобретения, потенциал Кубанского государственного аграрного университета составляет более 2 тысяч изобретений

 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах