5541

Кубанские казачки: и детей растили, и воевали наравне с мужчинами

Сюжет Кубановедение: нескучная история края
Алина Гридина / Фото автора

Глубинный смысл, заложенный в старой поговорке, наделяет казачку особенной ролью в событиях нашей истории. И недаром казаки отмечают День матери-казачки. Главное предназначение женщины - сохранение домашнего очага. Ее высшее счастье - материнство. Однако жизнь на военном положении предъявляла свои требования, которым надо было соответствовать. 

В период освоения Кубани казаки несли военную службу постоянно и поголовно, «всяк от 15 до 60 лет». Пока муж пропадал в походах, жена сама вела хозяйство. Нередко, случалось, брала в руки ружье. Как писал дореволюционный военный историк Василий Потто: «Женщина, вечная труженица в мирное время, в минуты опасности являлась у казаков полноправным бойцом, как и ее отец, муж, сын или брат».

Юных казачек учили ездить на лошади и драться

Девочку-казачку воспитывали как будущую жену, мать, хранительницу домашнего очага, знавшую любую работу - в том числе и мужскую. До 13 лет они даже играли в одни игры с мальчиками, постигая некоторые военные премудрости, например езду на лошади. Девушка уже могла не просто скакать верхом, но и управляться с каюком, ловко владеть арканом, луком и самопалом.  Чтобы выжить в условиях Кавказской войны, нужно было уметь защищаться. 

Уже более двух столетий казаки отмечают День матери-казачки 4 декабря (21 ноября старого стиля), падающий на праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Учредила же «бабий праздник» императрица Екатерина Великая - в честь победы в битве за станицу Наурскую. В 1774 году станицу окружил девятитысячный отряд татар и турок. Строевые казаки были в походе, и на вал, чтобы отразить натиск, вышли полторы сотни женщин. Как отчаянно они сражались, описал моздокский комендант: 

«Иные с ружьями, а прочие с косами… из баб оказались такие, кто из ружей стреляли зарядов до двадцати, а одна из них, будучи с косой, у неприятеля, при устремлении его на вал к рогатке, срезала голову и завладела его ружьем».

Женщины перетаскивали пушки, били картечью. Варили смолу, лили на головы захватчиков. В ход пошел, если верить преданиям, даже чан «кипящего свиного супа»… Екатерина II наградила отважных казачек медалями и учредила в их славу праздник. Знаменитое сражение произошло на чеченской земле. Однако сопоставимые военные конфликты происходили на всей территории осваиваемых земель. 

Георгиевский крест Анны Сердюковой

Не раз оборонять свои станицы приходилось кубанским казачкам. Один из источников повествует об Ульяне Линской, отважной защитнице Полтавского куреня. Ульяну чествовали как «первую бабу-геройку», поскольку «при отражении нападения одного из нападавших Ульяна утопила в бочке с квасом». Одно из самых ярких свидетельств военной доблести относится к 1862 году, когда 35 пластунов держали оборону от горцев на Липкинском посту. Когда убили командира Ефима Горбатко, его жена Марианна «со страшным криком» бросилась, защищая его труп, на горцев. Убив выстрелом из ружья одного, заколола штыком второго... 

До наших дней дошли прямые свидетельства участников русско-кавказской войны. Аполлон Шпаковский, начавший службу гардемарином и «ставший волею судьбы и начальства казаком», службу нес на передовой Лабинской линии. Им описан случай, произошедший в 40-х гг. XIX века с 16-летней казачкой Анной Сердюковой. Анна работала в огороде, когда заметила приближение шестерых всадников.

«Горец, ближе за ней гнавшийся, бросил кинжал в свою жертву, но судьба не дала ей погибнуть: кинжал, пролетев сбоку, воткнулся далеко впереди… Инстинктивно она схватила упавший кинжал, держа острием назад. В это время горец набежал и охватил ее, но каким случаем, она сама не помнит, кинжал прошел навылет через живот горца, повалившегося вместе с ней». Девушку пленили, по-видимому, имел факт насилия… В себя она пришла, когда горцы остановились на ночлег. Пленницу, «не ощущая от нее угрозы», не связали. Анна дождалась, пока все уснут, вынула кинжал у вожака и всадила ему в горло. Схватила шашку и пистолет убитого, принялась рубить... Последний, успевший вскочить, «под влиянием панического страха бросился бежать; но остервенелая Анна погналась за ним, и выстрел положил и его на месте». Анна Сердюкова получила Георгиевский крест первой степени, пожизненный пансион в 50 рублей серебром и золотой браслет - подарок главнокомандующего, князя Михаила Воронцова.

Немало свидетельств об отчаянных казачках оставил и знаменитый летописец Федор Щербина. К примеру, когда горцы напали на станицу Пашковскую, одна находчивая вдова, «выведя из стойла пару волов, привязала их на виду». После чего, заняв «выгодную позицию», меткими выстрелами стала «встречать черкесов». 

«Гусарская баллада» на кубанской земле

История Сердюковой - «стандартный» пример того, как «высокая грудь казачки украшалась Георгием за военный подвиг». Пример «нестандартный» - уроженка станицы Роговской Елена Чоба. На войну она ушла вслед за мужем, погибшим на фронтах Первой мировой. К генерал-лейтенанту Бабычу она пришла коротко стриженная, в черкеске и папахе. К строевой службе дамы тогда не допускались. Дозволение было дано «казаку Михаилу Чобе». И вскоре в «Кубанском казачьем вестнике» вышла корреспонденция про «Михайлу»: «Враг тесным кольцом старался сковать одну нашу часть и батареи, Чобе удалось прорваться и спасти от гибели две наши батареи, совершенно не предполагавшие о близости немцев. За геройский подвиг Чоба получил Георгиевский крест». 

Были и другие… Так качественно несли службу, что их пол раскрывался только в результате тяжелых ранений. В 1915-м «Кубанские областные ведомости» сообщили, что в киевском лазарете «находится девушка-прапорщик Александра Лагерева, гимназистка пансиона, бежавшая на войну под мужским именем... Лагерева, будучи во главе шести казаков, взяла в плен 18 германских улан». Екатеринодарская «гимназисточка» была награждена Георгиевскими крестами трех степеней. К сожалению, по понятным причинам о многих «геройках» известно очень немного или не известно вообще. В том числе - о кубанской казачке Матвеевой, первой женщине, награжденной крестом.

«Бабьи бунты»

Историки называют «амазонство» явлением универсальным для разных времен и народов. Но у казачек оно - особенное, поскольку проявлялось не только на войне. Мужчины, когда требовалось гражданское мужество, отступали, а они вызывали огонь на себя. Отдельная страница в истории края - «бабьи бунты».

Старожил Мингрельской Сергей Дамницкий рассказывал о событиях голодного 1932-го:

«Ближе к базару, там почта була. Бабы сбыралысь. Ну, вот - «Дайты нам царя» - крычалы. Царя?.. Як далы царя! Взялы, да плеток. Щас мы вам дамо царя! Женско восстанье, мужикив нэ було».

Самый известный бунт - 1990 года - прогремел на всю страну. Тогда из-за событий в Нагорном Карабахе объявили мобилизацию мужчин. Кубанские женщины вышли на митинги протеста - и мужья, сыновья и братья вернулись домой...


Игорь Васильев, кандидат исторических наук:

- Нормой у кубанских казаков, как и у всех восточных славян,  считался патриархат. Этому способствовала и воинская специфика казачьей культуры Однако казак – воин много времени проводил на службе. Многие хозяйственные работы, нередко мужские, были взвалены на плечи женщины. Казачке приходилось быть сильной, принимать решения. В итоге в разных семьях, и в разных станицах складывался свой, особенный уклад. Нередко с уклоном в радикальный патриархат. Иногда – в пользу статуса казачки. В разных случаях срабатывали разные факторы. 

Мать-казачка – значимый исторический персонаж. Умная, деловая, яркая…  Возможно главный ее подвиг в том, что при Советах она умудрялась сохранить казачьи традиции, фольклор, православную веру. Когда казаков, в первую очередь – мужчин, истребляли и ломали. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах