На Кубани проживают более 420 тысяч инвалидов. Но мы не замечаем, что людей с ограниченными возможностями так много, потому что архитектура наших поселений, дороги, транспорт для них не приспособлены.
Минуточку…А как же госпрограмма поддержки инвалидов «Безбарьерная среда»?
Краснодар: медленно и инертно
«Вот я сегодня в поликлинике был. Доехал, поднялся по пандусу на первый этаж и все, сливай воду. Кресла-каталки у них нет, лифт не работает. Рентген на 4-м этаже, анализы на 3-м. Нанял двух мужиков и они меня носили везде целый час». Александр К., инвалид-колясочник, Краснодар.
Лидия Павлова, председатель краснодарского клуба инвалидов-колясочников «Д.О.М.» («Доверие. Общение. Милосердие.») рассказывает о коллизиях, сопровождающих наш путь к безбарьерной среде.
- В городской администрации пандус стоял, невозможно было въехать – поменяли после долгих просьб. Появилась возможность заехать в холл на первый этаж, а дальше никак - коляска в лифт не помещается. Опять жалобы, переговоры.
Спасибо, приобрела администрация коляску, с трудом, но в лифт проходит. И так во всем и везде. О-очень медленно, крайне инертно. Вроде бы, в соответствии с президентским указом, новые здания, вводящиеся в эксплуатацию, должны оборудоваться с учетом нужд инвалидов, а старые должны пройти соответствующую реконструкцию. Старые - ладно, преобразования возможны не везде.
Но откуда столько новостроек с нарушением СНиП (строительные нормы и правила)? Куда смотрят проектировщики, заказчики, контролирующие органы? Уицу Красную обустроили прилично, но кто бы знал, сколько времени ушло на устранение огрехов. Еще проблема – помещения, которые различные учреждения и организации арендуют. Кто должен адаптировать эти здания? Тут вообще крайних не найти.
В Краснодаре элементарными пандусами не оборудован ни один ортопедический салон, и ни одна парикмахерская. Самые доступные для инвалидов объекты – банки и торгово-развлекательные комплексы, но никак не больницы. Доходит до абсурда. Инвалиды, нуждающиеся в медицинской помощи, наших больниц просто боятся, оттягивают до последнего, стараются лишний раз туда не попадать.
Новороссийск: есть к чему стремиться
Анатолий Быков - общественный инспектор по жизнедеятельности инвалидов, член ВОИ г. Новороссийска. Инвалид 1-й группы, колясочник, за безбарьерную среду бьется добрый десяток лет. Усилия Быкова и соратников «не остаются бессмысленными и бесполезными». Городские власти, общественная палата, соцзащита пытаются решать проблемы инвалидов. Сделано немало, но… «есть к чему стремиться».
- Такая мелочь как съезд с тротуара на пешеходный переход. По идее он должен плавно перетекать в полотно дороги. На деле съезд резко обрывается и напоминает трамплин. Если его высота превышает 5 сантиметров, колясочнику уже трудно преодолеть такое препятствие. Это как если на пути здорового вдруг встречается канава или забор: можно обойти, перепрыгнуть, как-нибудь перелезть, но неудобно и опасно.
Строители оправдываются: бордюр занижен с учетом будущей укладки асфальта. Новый асфальт закроет зазор. Но когда будет тот асфальт? В ожидании порой проходит неделя, месяц, а то и год, а в магазин за хлебом каждый день нужно.
Пандусы не всегда отвечают требованиям просто потому, что у здоровых отсутствует понимание, для чего они собственно нужны. Возводят сооружения из мрамора - красиво, но скользко. По дождю и убиться можно.
Члены новороссийского отделения ВОИ напечатали сотни листовок-памяток с нормами СНиП: какая должна быть ширина дверей, какой уклон пандуса, и из чего он должен быть сделан. Вручают листовки нарушителям, те, как правило, сознательность проявляют. К примеру, построили в Новороссийске магазин, а про пандус забыли. Быков переговорил с хозяином, тот вернул строителей, недоделку устранили.
Пример со знаком «минус» - один из магазинов «Мобильной связи». Про пандус не забыли, но здесь он -декоративный элемент. Поднявшемуся колясочнику дверь в магазин ни за что не открыть – не остается пространства для столь сложного маневра. Цена вопроса (перенос двери) – девять тысяч рублей. Мобильник с магазинного прилавка дороже. Но договориться с владельцем не смогла даже соцзащита.
- В Новороссийске проживают около 18 тысяч инвалидов, 500 из них – колясочники. Кошелек у таких потребителей тощий, к чему привечать? Как говорится, приходите в гости, когда нас дома нет, - грустно шутит Быков.
Равнение на Запад
В РФ, по последним данным, насчитывается 13,5 млн. инвалидов, причем 80 процентов из них - первой и второй групп. 13,5 млн. – большая цифра.
Почти 10 процентов населения страны, каждый десятый. При этом российская статистика одна из самых низких в Европе – возможности западной медицины позволяют спасать больше безнадежных. Но вот парадокс: встретить у нас на улице человека с палочкой или на коляске можно гораздо реже. Это отмечает всякий, кто хоть раз побывал за границей.
Просто в западном сообществе давно уже стали задумываться над проблемой создания доступных условий для инвалидов и приспосабливать к их нуждам условия среды.
В США и в Евросоюзе этот путь начался еще в 1970-е. Сейчас там инвалиды – равные среди равных. Там – индивидуальный подход, мощная социальная поддержка, развитая система реабилитации. У них инвалидность – не проблема человека, а проблема общества, которое создает барьеры.
У нас этот путь только начинается. И очевидно, путь предстоит долгий.
Барьер для кубанского инвалида часто начинается с порога квартиры. Одна колясочница из клуба «Д.О.М.» проживает в микрорайоне Гидростроителей Краснодара. Дом не оборудован пандусом, городские власти сочли возможным его пристроить. Однако против пандуса взбунтовались…соседи женщины. Граждане заявили, что данный объект испортит вид и создаст неудобства другим жителям.
- Здоровые, к сожалению, не всегда осознают, что физические барьеры на пути людей в инвалидных колясках (порожки, лестницы, бордюры, дороги, лишенные удобных съездов- пандусов) становятся непреодолимым препятствием на их пути к полноценной жизни, - комментирует Лидия Павлова.
– Обидно и непонятно, ведь в категорию нуждающихся в доступной и дружелюбной среде, может попасть каждый. Кроме колясочников и опорников на костылях есть еще мамы с колясками, бабушки и дедушки, которым тяжело подниматься по ступенькам, особенно когда нет поручней и не на что опереться. Пандус нужен всюду, где есть ступеньки. Казалось бы, элементарно…
Ударим по равнодушию, бездорожью и разгильдяйству!
«Все архитекторы, строители, начальники, должны протестировать вверенные им объекты. Вот тогда оставшиеся в живых поймут.. Представляю Путина на коляске. А почему бы и нет, черт подери?!»
Григорий Ш., инвалид 1-й группы, Краснодар.
Департамент по делам инвалидов Минздравсоцразвития России подразделяет барьеры, которые мешают инвалидам нормально жить, на три группы.
Физические барьеры, которые окружают людей каждый день. К ним относятся отсутствие пандусов, вспомогательных устройств на транспорте, неприспособленность зданий и т.д.
Информационные барьеры, в т.ч. выраженные в ограничении или отсутствии возможности говорить и быть услышанными.
Третью группу составляет отношенческий барьер. Он измеряется способностью общества воспринимать проблемы инвалида.
Для России, Кубани в частности, эти барьеры актуальны в каждой их ипостаси.
Госпрограмма «Безбарьерная среда» вроде бы работает. Есть серия нормативно-правовых актов в помощь: 181-й закон о социальной защите инвалидов, федеральный закон о техническом регламенте и о безопасности зданий и сооружений, и т.д..
Но масса еще правовых пробелов, из-за которых законы и указы остаются декларативными. И вроде бы чиновникам не все равно. Каждый квартал в Краснодаре управление по социальной защите проводит заседания по безбарьерной среде. И со многими руководителями отраслевых департаментов, муниципальных служб и т.д. инвалиды подружились. Обижать никого не хотят.
Сдвиг с мертвой точки есть, говорят, но в целом нет картины доступного города или отдельного округа, или отдельно взятой улицы (исключение разве что Красная). А кто виноват, непонятно. Все и никто.
Как бы преодолеть эту инертность? Идея носилась в воздухе.
В ближайших планах клуба «Д.О.М.» - колясочная экскурсия по труднодоступным улицам и объектам Краснодара. В этот день, хотя бы ненадолго, инвалиды планируют усадить в коляски чиновников, начальников, журналистов, просто прохожих.
Наша редакция намерена принять участие в этой акции.
Будем вместе ломать барьеры.