Жизнь дорожает, цены растут, а зарплаты у многих не меняются по пять и более лет. Неудивительно, что россияне, недовольные уровнем своих доходов, ищут альтернативные виды заработка. В интернете масса заманчивых предложений: «Бизнес с нуля», «20 бизнес-идей без капитальных вложений», «Проверенные идеи, доход колоссальный». Если верить написанному, разбогатеть можно быстро и дёшево. «АиФ-Юг» решил разобраться, так ли это.
Когда не до игрушек
Жительница Краснодара Анна Усланова и её муж были вынуждены уволиться и переехать в маленький город в Сибири.
«Зарплаты - 10-12 тысяч, и свободных вакансий не предвиделось. Мы решили организовать собственный бизнес, - рассказывает Анна. - Заинтересовались производством валяных кукол. Посмотрели обучающее видео. В соотношении к прибыли затраты на расходный материал, по схеме, составляли примерно 30 %. Мол, 500 рублей потратишь на производство одной игрушки, а продашь её за 1500-2000. При этом, отмечалось в презентации, можно заработать больше. Если использовать стразы Сваровски и другие дорогие материалы, одна такая кукла стоит от десяти тысяч рублей, доходность от продажи увеличивается.
Запуск бизнеса обошёлся Услановым в «смешные» пять тысяч рублей. Купили шерсть и за неделю сваляли восемь игрушек. Завели канал в соцсетях - площадку для презентации и торговли. Несколько игрушек купили сразу, пошли заказы. В зависимости от пожеланий клиентов закупали материал и определяли цену. Изготовление самой простой куклы занимало около суток. Сложные изделия требовали неделю и больше.
Варианты, сулящие миллионы при копеечных вложениях, с технологиями «на коленке» сомнительны.
«Оказалось, продавать - это самое сложное, - продолжает Анна. - Чтобы вести бизнес-страничку, нужны знания и деньги на продвижение и рекламу. В начале пути ты выигрываешь на энтузиазме, но после наступает усталость, и всё превращается в рутину. Очень сложно было мириться с возвратами от клиентов. Нередко почта повреждала упаковку или даже само изделие. В таких случаях деньги мы возвращали. Часто и сами заказчики, несмотря на фото перед отправкой, выражали недовольство. Было дело, покупатель заказал енота, но вернул игрушку, доказывая, что хотел кошку. Полгода, изо дня в день, мы трудились не покладая рук. Прочувствовали: тащить свой бизнес гораздо тяжелее, чем работать в офисе, и совсем не стоит этих денег. Как бы ударно мы ни трудились, больше 30 тысяч в месяц не зарабатывали. Причём заработок не был постоянным. К счастью, наша «ссылка» закончилась. Мы вернулись в Краснодар, и вышли на работу с фиксированной зарплатой. В память о неудачном стартапе остался лишь фотоаппарат, который мы приобрели на выручку».
Такие разные стартапы
Самый известный из быстрых способов разбогатеть - работа в компаниях сетевого маркетинга. В нашей стране наиболее известны две, специализирующиеся на продаже косметики.
«У меня есть страница в соцсетях и мне предложили на её площадке зарабатывать, - поделилась Ирина Кирьянова из Абинска Краснодарского края. - Мол, всё зависит от моей активности и креативности. Якобы реально зарабатывать $ 1000 в месяц, в день тратя всего два часа. Регистрация стоила 150 рублей, и деньги должны были вернуться на мой счёт при заказе на 100 баллов. Баллы и кэшбэки начислялись за покупки. Было очень много приятных бонусов. К сожалению, правдой оказалось одно - я могла покупать косметику по сниженной цене. Но перепродавать её у меня не получалось. Продажи в интернете не пошли, многие друзья от меня ушли. Не сработали и продажи в своём кругу. Подруги и родственники покупали что-то из вежливости и из жалости. К сожалению, время этого бизнеса прошло лет 30 назад, во времена сериала «Санта-Барбара».
Зато продажи в социальных сетях удаются Людмиле Пышной из кубанской станицы Северской. Идею для бизнеса она взяла в интернете. И не прогадала.
«Занимаюсь лазерной резкой по дереву - изготовлением «фигурных» этажерок, разделочных досок и прочей полезной утвари, - объясняет Людмила. - Я по профессии экономист, ушла в декрет, родила третьего ребёнка, старшие дошкольники. Выйти на работу долго ещё не смогу. Стала присматривать для себя доходное дело. Предложений много: от фасовки пуговиц до изготовления фурнитуры из керамической глины. Варианты, сулящие миллионы при копеечных вложениях, с технологиями «на коленке», в гараже или на кухне, я отмела сразу. Лазерная резка показалась перспективной, хотя это был дорогой стартап. Купить пришлось компьютер со специальными программами, с помощью которых создаётся эскиз на деревянных заготовках, рисуется орнамент, станок с лазерной установкой, которая «пилит». Древесина недешёвая. Думала, муж не поддержит, но он неожиданно сказал: «Давай попробуем».
Продажи пошли, вот-вот мастерица «выйдет в ноль» (через полтора года после старта) и очень этому радуется: скоро пойдёт чистая прибыль. Мужа благодарит, если бы не его зарплата и моральная поддержка, бизнес мог давно прогореть.
Кто такие «инфоцыгане»?
При погружении в тему возникает вопрос: а в чём выгода для тех, кто предлагает доходные схемы? Понятно, что схемами делятся в том случае, когда это приносит прибыль тем, кто так щедр в отношении информации. Например, оптовикам, продающим подороже. Или тем, кто торгует оборудованием для бизнеса. Но не всё так просто.
«Особенность человеческой психики в том, что она охотно впитывает тот опыт, который уже кому-то дал положительный результат. На этом и основан главный работающий принцип маркетинга - «сарафанное радио», - считает психолог, коуч Елена Светлая. - Человек бессознательно принимает решение: «Если это кому-то принесло успех, то поможет и мне». И, не включая логику, он идёт по пути наименьшего сопротивления. К сожалению, недобросовестные бизнесмены часто пользуются этой схемой и таким образом «вербуют» новые кадры для различных мошеннических схем».
За рассказами о том, как разбогатеть без вложений, могут скрываться аферисты - и это нужно учитывать. Немало в интернете горе-предпринимателей, пытающихся продать франшизу сомнительного бизнеса. А также - множество инфобизнесменов. Их-то и называют «инфоцыганами». Смысл манипуляций отражён в анекдоте: «Мы начинаем семинар «Как за один день заработать миллион рублей». Вопрос к залу. «Сколько стоил билет на семинар?» - «Одну тысячу рублей». - «А сколько мест в этом зале?» - «Тысяча». - «Спасибо, семинар окончен». Конечно, лектор лектору рознь. Но «инфоцыгане» сегодня процветают.
«Статистика неумолима - успех ждёт лишь пятерых из ста открывших бизнес, - говорит эксперт в области инвестиций и предложения финансовых услуг Владимира Масленникова. - В предпринимательстве нет универсальных схем: слишком много дополнительных условий, которые нужно учитывать при запуске своего дела. Особо подчеркну, в бизнес нельзя вкладывать все свои деньги и тем более средства, взятые в кредит, напротив, у предпринимателя должна быть подушка финансовой безопасности».
Продавать надо уметь
«Любое повседневное дело можно превратить в бизнес-идею, - считает предприниматель в области финансовых технологий Артём Табунин. - Возьмём грибы. Можно их выращивать. Можно собирать на заказ для кого-нибудь. Можно открыть лавку грибов. Можно их солить. Можно их закупать летом и замораживать. И это идеи, не требующие больших инвестиций. Ценности в них нет. Это аналог идей для гардероба. Посмотреть можно, но каждому всё равно своё. У подобных идей одна проблема - надо уметь продавать, чтобы не прогореть. Мало вырастить грибы - надо научиться их продавать. Продажа - это основа бизнеса. А здесь, в любой такой идее, рынок маленький. Они все локальные - для самозанятости, а не для бизнеса. По факту, это подмена понятий. Поэтому и делятся идеями просто так, чтобы привлечь трафик людей. Ведь одна из идей бизнеса, которая также гуляет в интернете, - в придумывании идей, привлечении трафика, продаже рекламы».