«Некоторые думают, что футбол - это дело жизни и смерти; я совершенно разочарован их позицией. Готов уверить вас в том, что футбол намного, намного важнее», - говорил легендарный тренер Билл Шенкли. Так в чем же магия главной игры на планете, что изменилось в ней за десятилетия и почему система не всегда помогает детским тренерам воспитать качественного игрока? Об этом и многом другом «АиФ-Юг» рассказал доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики футбола и регби Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Александр Золотарев.
Великий уравнитель
Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Александр Петрович, десятое декабря - Международный день футбола. Потому начну с главного вопроса - в чем его магия? Почему это игра номер один по количеству занимающихся, болельщиков на трибунах, зрителей у телевизоров?
- Вы в футболе больше полувека - он, с одной стороны, остался прежним, с другой - сильно поменялся. Если в шестидесятые годы кумиром считали Игоря Нетто, который признался, что его команда не забила, хотя судья засчитал гол, то в восьмидесятые героем стал Марадонна, забивший нечестно - рукой. Сейчас обман на футбольном поле считается, чуть ли не доблестью - потому и симулируют, чтобы заработать пенальти, провоцируют соперника. Неужели победа в футболе стала важнее чести?
В ведущих футбольных странах детского тренера судят по тому, кого он подготовил для основного состава, для сборной.
- Да, обман возводится в правило - этому учат с детского возраста, потому что в футбол пришли большие деньги. Они развратили, в том числе российский футбол - кто-то сказал нашим игрокам, что они столько стоят. Еще одно отличие - заметно возросшие скорости. Советская школа отличалась хорошей физической готовностью, и этот аспект, на мой взгляд, мы несколько утратили. В матче Россия-Бельгия наши игроки пробежали с максимальной скоростью 1300 метров, бельгийцы - 2500. В два раза больше - и что мы хотим? В чемпионате России «Зенит», «Локомотив» или «Краснодар» с аутсайдерами часто играют на одной ноге. Получается замкнутый круг - с детства мы тренируем не так, как нужно играть.
Нужны знания
- И что же делать?
- На мой взгляд, надо часть шальных денег направить на достойную оплату труда детских тренеров. Взять у того же Кокорина и Мамаева, отрезать от контрактов один, а лучше два нолика - и передать в детские клубы. Финансовый аспект важен - времена, когда поля вручную косили поля, и мячей не хватало, прошли, материальная база подтянулась. Но если бы еще тренерам достойную зарплату платили, за которую и спросить можно… Я вижу, если за обучение тренера из глубинки заплатили спонсоры, федерация футбола, местные власти, он чувствует себя нужным и работает с тройной отдачей. Социальную функцию - оторвать детей от улицы - власти решили. Следующий шаг - растить качественных игроков. И, замечу, наши тренеры ничем не хуже иностранных, на которых мы привыкли равняться. Только поверить в них надо.
- В Краснодаре 11 лет работает Центр лицензирования тренеров, который Российский футбольный союз доверил возглавлять мне, и я постоянно убеждаюсь, что многим просто не хватает теоретической грамотности. Часто взрослые тренеры со званиями и регалиями не знают, как правильно работать с детьми, не знают простейших вещей - основ анатомии, физиологии. Спрашиваешь, как же так? Они в ответ: «Мы всю жизнь так работали». Слава Богу, что детей хоть не угробили.
Радует, что в последние годы учиться идут люди без профильного педагогического образования: юристы, экономисты. То есть ребята, поигравшие в футбол, на волне моды хлынули в эти специальности, а теперь возвращаются. Но дело вновь упирается в теорию - если человек не знает закономерностей детского организма, то к ребенку его подпускать нельзя. Это основа. У нас в центре выдают три вида лицензий - от «D», позволяющей даже без высшего образования на любительском уровне работать с детьми, до «B» - Российского футбольного союза. Дальше повышать уровень можно только в Москве.
- Те тренеры, которые возвращаются в футбол из других профессий, по-другому уже смотрят на процесс воспитания?
- Абсолютно, и это меня радует. Глаза у них горят, они хотят работать.
- Есть среди ваших учеников те, кто, пройдя через все ступени, добился высот в тренерском деле?
- Конечно, например, из недавней реальности, тренер «Краснодара» Мурад Мусаев, наш студент, выпускник кафедры, прошел повышение квалификации в центре. Сейчас в Москве, в Академии тренерского мастерства Российского футбольного союза завершает обучение на высшую тренерскую лицензию PRO UEFA. Он, как думающий человек, идет дальше, растет, развивается. Молодежь надо не затирать, а вовремя давать им дорогу.
Кто такие «первоквартальные»?
- Не раз приходилось слышать и читать о том, что у нас неправильные цели стоят в детском футболе - вместо того чтобы хороших игроков воспитывать, тренеры за победами и кубками гонятся. На того же Месси, который в юношестве совсем маленьким и худым был, они бы и не посмотрели. Действительно так?
- Да, это большая проблема, причем характерна она не только для России, но и для всего мира. Мы общались с испанцами, итальянцами, немцами - они признают, что на детском уровне тренеры интуитивно выбирают «первоквартальных», то есть тех, кто родился с января по март. Ведь в командном виде спорта все равно довлеет результат - и те, кто взрослее, а, значит, выше, мощнее, крепче - с большей вероятностью принесут его. Хотя, может, собственно в футбол играют хуже маленьких и щуплых. Есть интересная статистика - в юношеских сборных командах России всех возрастов в десять раз больше ребят, которые родились в первом квартале года. То есть у них может быть почти год разницы, что в таком возрасте - очень много. Те же голландцы говорят, что целесообразно воспитывать сильным игрока, если он уже умеет играть в футбол. Но все идут по обратному пути - берут физически крепкого и пытаются его научить играть в футбол.
- Нежели ситуация с годами не меняется?
- И не изменится, ведь государство оценивает тренерский труд по двум показателям - количество охваченных, то есть сколько ребят набрал, и результат. Вся спортивная классификация построена на этом.
В ведущих футбольных странах детского тренера судят по тому, кого он подготовил для основного состава профессионального клуба, для сборной. А мы никак не можем переориентировать наших тренеров на воспитание индивидуально сильного игрока - именно за это, а не только за кубки и медали в своем возрасте, он должен получать вознаграждение.
Сейчас наставники заинтересованы в том, чтобы выиграть первенство района, а не подготовить индивидуально сильного футболиста - сама система функционирует не совсем в том направлении. И пока не изменим ее - ничего не получится.
- А в негосударственных школах - в той же системе футбольного клуба «Краснодар»?
- В академии «Краснодара» созданы лучшие в мире условия - центры таких грандов, как «Барселона» и «Бавария», где мне доводилось бывать, и рядом по инфраструктуре не стоят. В то же время академия - достаточно закрытая структура, статистикой по ней я не располагаю. Но если брать нынешний результат – два-три воспитанника в основном составе клуба, то, на мой взгляд, это нормально, на большее вряд ли стоит рассчитывать.
- В футболе всегда есть место чуду. В моей памяти главное - финал Лиги чемпионов 2005 года «Ливерпуль»-«Милан». А какое самое чудесное футбольное представление на вашем веку?
- Самое свежее - пятка Акинфеева в прошлогодней игре с Испанией. Если смотреть в историю, то выход «Кубани» в советскую высшую лигу. Это событие мало того что вызвало в Краснодарском крае большой ажиотаж, так еще потянуло за собой и строительство стадиона, и другие вещи. А ведь в те времена даже первая советская лига не уступила бы по уровню нынешнему российскому элитному дивизиону.