Краснодарский край, 25 апреля – «АиФ-Юг». Широко, богато, весело. Про кубанскую традицию «грать свайбу» лучше не скажешь.
Люди не местные, побывавшие на казачьей свадьбе, долго не могут даже вспоминать о том без смеха. Еще бы! В других регионах свадьба - тьфу: сходили в загс, к Вечному огню, посидели, поели, попили, разошлись и забыли.
А у нас-то! В праздничной программе - свадебный поезд, встреча жениха, выкуп места, ряженье, купание в луже родителей и свашек, одаривание, забивание кола...
Приглашение, конечно, нужно еще получить. Но и стать свидетелем и участником яркого спектакля можно запросто.
Ряженых со свадьбы в любой крупной станице можно встретить в выходной день на рынке.
О своем приезде кортеж заявляет со всей магнитофонной громкостью! «Эх, мамочка, на саночках…» Приезжие раскрывают рты. Бричка, кони, ленты и такие пассажиры! Станичники поясняют: свадьба второй день гуляет. Это значит, гости «молодых» уже прошли платный медосмотр.
И с собранной выручкой ряженые прибыли покупать подарки их родителям.
Из брички важно выходит «дохтур» в шапочке с огромным красным крестом. На шее стетоскоп, из кармана выглядывает громадная клизма. Несет он в руках капельницу, наполненную «кровью» - красным вином.
С ним обычно не менее экипированный «гиниколух».
«Жених» и «невеста», в соответствии с традицией, одеты в костюмы не своего пола. «Жених», как правило, самый мелкий. «Невеста» - рослая, косая сажень в плечах. С ними еще с десяток столь же чудно разодетых чудаков: «цыгане», «попы» и прочие.
Со своей музыкой («…эх, мамочка!»), хлопушками, прибаутками, плясками процессия обходит торговые ряды. Товары выискивают самые причудливые - панталоны, шапки, чесалки для пяток, петушков на палочках...
Особый шик - пока ведется бойкий торг, что-нибудь стянуть. Продавцы уже давно с тем смирились. Медосмотр (бесплатный), романс «цыганский» - удовольствие неизмеримо большее.
Когда гуляки уезжают, провожают их с завистью: «Та вот бы з нымы, та к тому столи!» Когда приедут они «до хаты», поставят «батьков та мамок» на табурет и заставят надеть и попробовать все купленное и «стягнутое».
Батька примерит мамкин лиф и так далее… И это будет лишь один из «смаков» большого и веселого праздника, который продолжится до глубокой ночи.
«Кисло!» для свидетелей
В последнее время жители сурового региона перебираются в теплые края семьями и постепенно перетаскивают за собой остальных родственников. Соответственно, переходят на кубанскую землю и сибирские свадебные обычаи..
Читайте также
Все статьи
В Сибири на втором месте после жениха и невесты идут не родители, а свидетели парочки. Именно они правят бал на второй день свадебного торжества. А в первый являются незаменимыми помощниками и, порой, организаторами.
Как правило, именно на плечи свидетелей ложится подготовка в части придумывания конкурсов для гостей и молодоженов. Они же их и проводят.
Обязательным моментом является определение главы семьи. Жениху и невесте сразу после загса предлагается либо огромный каравай, либо большое яблоко.
Кто больше откусит - тот и будет главой семьи. Правда, невесты обычно беспокоятся о своем внешнем виде (все происходящее ведь снимают на фотоаппарат или запечатлевают на камеру) и откусывают понемножку.
Размер куска жениха зависит от количества выпитого и наличия скромности. Так что, в принципе, этот обычай абсолютно непоказателен. Однако встречается практически на всех свадьбах.
В первый день, понятное дело, не удается посидеть жениху и невесте. Помню жуткое чувство голода после свадебного праздничного застолья. В угоду гостям, то и дело кричавшим «Горько!», мы вели себя как «ваньки-встаньки».
Зато на следующий день отдуваться пришлось уже нашим свидетелям. Гости кричали «Кисло!» - и теперь уже им приходилось целоваться на глазах у всех.
Памятуя об этом обычае, в свидетели стараются брать либо семейную пару, либо одиноких молодых людей.
Кстати, есть еще одно правило, но его не все выполняют. Считается, что свидетели должны провести брачную ночь жениха и невесты вместе. Дескать, от того, как они постараются в постели, и сложится дальнейшая семейная жизнь молодоженов.
Честно говоря, наливают на свадьбах достаточно, поэтому и свидетели обычно не воротят друг от друга нос.
Невесту можно и украсть
Адыги - один из многочисленных народов, населяющих Краснодарский край. У них свои обычаи и обряды. Самый известный из них - похищение невесты.
Воровали невест обычно в тех случаях, когда либо сама невеста, либо ее родители были против законного брака с потенциальным женихом.
Кроме того, похищение невесты позволяет избежать такого обряда, как плата калыма родителям невесты, тем самым экономится будущий семейный бюджет.
Крадет невесту не обязательно сам жених, зачастую это делают даже без его ведома друзья или родственники, выбравшие ему, по их мнению, достойную супругу.
В древние времена друзья, родственники с женихом или без него самого ехали за невестой кортежем на конях, причем коней выбирали самых резвых, дабы не быть настигнутыми братьями невесты.
В современном мире, чтобы беспрепятственно украсть невесту, похитители выбирают, как правило, несколько мощных автомобилей.
Похитив понравившуюся девушку (причем, как говорили в известном фильме, она может кусаться, вырываться - на это никто не обращает внимания), девушку сажают в машину, из окон которой обычно выбрасываются флаги с адыгской символикой и символикой родового имени жениха.
Кстати, бывали случаи, когда такие кортежи останавливали в Адыгее полицейские (девушка, которую крадут без ее согласия, обычно пытается привлечь внимание) - узнав в чем дело, отпускали похитителей.
Украденную девушку привозят в дом жениха и держат там, успокаивая и уговаривая выйти замуж за похитителя, приводя ей все имеющиеся аргументы для согласия (например, авторитет жениха в обществе, его богатство).
Раньше считалось, что если девушка провела во владениях жениха ночь, то она уже опозорила свой род, независимо от того, были у нее близкие отношения с похитителем или нет.
Это, пожалуй, являлось самым весомым аргументом, для того чтобы украденная невеста все-таки согласилась выйти замуж за своего похитителя.
Бывали случаи, когда невесту держали в заложницах в течение нескольких дней, пытаясь тем самым сломить ее волю.
Невеста может отказываться садиться и есть несколько дней подряд, демонстрируя свою непокорность и несогласие на брак.
В таких случаях семья похитителя обычно отпускает девушку.
Как символ согласия невеста надевает на свою голову белый свадебный платок.
И начинается свадьба - с угощением, танцами, музыкой.
Кстати, обычаи иногда противоречивы. Ведь все это время, пока родственники жениха уговаривают девушку остаться, сам похититель не должен видеть невесту до ее согласия на брак.