Юрию Дудику, бывшему главному онкологу края, до сих пор по ночам снятся операции. Глаза пациентов, которых уже нельзя было спасти. Но гораздо больше в его жизни было тех, которым он со своими коллегами-врачами подарил шанс на вторую жизнь.
Хотя, по его мнению, в первую очередь победить страшный недуг людям помогала вера и врачевание души. В своей жизни он видел немало случаев, которых иначе как чудом и не назовешь. Может, поэтому он основал в крае монастырь прямо на территории онкоцентра.
Как Кубань оказалась в числе «лидеров» по онкологии? Можно ли победить рак? Почему люди боятся ходить к врачам? Стоит ли верить в чудеса? Об этом и многом другом наш сегодняшний разговор.
Обидно за свою страну
АиФ-Юг: - Юрий Евгеньевич, про вашу жизнь можно роман написать. Вы и в Америке побывали, и в кругосветное плавание сходили. Вернулись в медицину - и вдруг все неожиданно бросили, ударились в религию. С чего такие метания?
Ю.Д.: - Наверное, все было предопределено свыше. Хотя путь, действительно, извилистый. Мне всегда хотелось посмотреть мир, но как-то не складывалось. Времени хватало только на работу в больнице. И тут, неожиданно для всех и самого себя в первую очередь, обстоятельства личной жизни меня привели в Новороссийск. Там я устроился на работу судовым врачом.
Мне повезло. За 2,5 года я побывал на всех континентах, кроме Антарктиды. Конечно, моя специальность «хирург-онколог» там была не очень востребована, так что оказывал первую помощь, вправлял вывихи, удалял зубы. По сравнению с онкологией это был настоящий отдых.
Моряки - люди крепкие, так что хватало времени и на написание стихов, и на морские ванны, и на спорт. Ну и заодно появилась возможность увидеть мир.
АиФ-Юг: - Что поразило в дальних странах?
Ю.Д.: - После знакомства с Сингапуром вернулся на судно совершенно ошалевшим. Этот образчик экономического чуда меня просто потряс. Я был подданным СССР, который в то время уже разваливался. А здесь блеск и чистота развитого и обеспеченного мира.
Уровень жизни сингапурцев примерно у всех одинаковый - высокий. Нет такого расслоения, как у нас. Посмотрел на это все, и стало до слез обидно за свою родину. Хотя, если честно, остаться за границей никогда не хотелось.
Я настолько привязан к нашей культуре, вере, истории, традициям, что в другой стране оказался бы чужим. Хотя предложения мне, как специалисту, поступали неоднократно. Но опять вернулся в Краснодар, в краевой онкологический центр. Снова стал оперировать.
Нам просто наплевать на себя
АиФ-Юг: - Много говорят о врачебном цинизме, дескать, жалость к больным мешает успешному лечению. Это так?
Ю.Д.: - Мне своих больных всегда было безумно жаль. В случае с онкологическим пациентом приходится общаться не только с ним, но и с его родственниками. Больному нужно суметь внушить надежду, а родным рассказать правду так, чтобы они помогли близкому человеку справиться с недугом.
Домой приходил как выжатый лимон. Мне до сих пор операции снятся по ночам. Может, поэтому со временем и возникла идея о создании храма-монастыря на территории центра. Построили его на наши с мамой сбережения. Сейчас по благословению правящего владыки я являюсь ктитором (так называют человека, построившего или украсившего храм). Моя мама стала настоятельницей монастыря. До этого она 42 года добросовестно отработала в нефтяной отрасли, является заслуженным работником.
Знаете, я видел много случаев, когда вера помогала в излечении безнадежных пациентов. Как-то раз к нам попал заслуженный нефтяник, ученый с четвертой стадией рака. Провели ему 12 курсов химиотерапии, но все было безрезультатно. Выписали домой умирать.
Однако он прямиком отправился в наш монастырь. И несколько месяцев подряд он, полуживой, ходил слушать акафист (христианское песнопение). С тех пор прошло пять лет. Он живет и работает на Севере, создал новую семью. Словом, живет. Вот что это, как не чудо?
Но мало просто сходить в церковь отметиться, нужно поверить всей душой, всем сердцем. Покаяться и простить своих обидчиков. Тогда и чудо возможно. Рак - это болезнь души, отсутствие гармонии тела и духа.
АиФ-Юг: - Несколько лет назад вы заявили, что наш край на третьем месте по заболеваемости онкологией. Как сейчас?
Ю.Д.: - Рак, к сожалению, у нас помолодел. Раньше это была проблема, в основном, пожилых людей. Женщин, к примеру, к раку приводит раннее начало половой жизни без соблюдения правил защиты и профилактики. При частой смене партнеров повышается угроза развития патологии шейки матки.
Но чаще всего на Кубани встречается рак кожи. Все-таки мы живем в регионе с высокой солнечной активностью. Кроме того, сказалось влияние и Чернобыльской аварии. Радиоактивный «хвост» задел Краснодарский край.
Также в советское время наши поля регулярно обрабатывали гербицидами и пестицидами. Сейчас это уже, скорее всего, не практикуется, но природа еще не успела восстановиться.
Ну и, конечно, на увеличение числа печальных исходов влияет позднее диагностирование. К врачам часто приходят уже с запущенной формой, когда очень трудно, а порой и невозможно вылечить.
АиФ-Юг: - Но ведь сейчас проводится диспансеризация населения, появляется новое оборудование для обнаружения рака на ранних стадиях…
Ю.Д.: - Проблема в отсутствии у нас культуры собственного здоровья. Большинство граждан просто наплевательски относятся к состоянию организма. В обществе сейчас другие приоритеты. Все стремятся заработать деньги, даже в ущерб здоровью. Поэтому и пускают на самотек хронические болезни, не проходят медосмотры.
А ведь любая хроническая болезнь в какой-то определенный момент может превратиться в рак, который развивается весьма стремительно.
Цена жизни
АиФ-Юг: - Но, наверное, дело не только в безответственности самих больных?
Ю.Д.: - Знаете, в защиту наших врачей хочу сказать, что мне в прошлом году в стенах прекрасно оснащенной краевой больницы спасли жизнь. Я тогда серьезно пострадал в ДТП. Так что не все у нас плохо.
Однако в целом вы правы. В 2014-м году мы принимаем Олимпиаду, в 2018 - чемпионат мира по футболу, но при этом не имеем современного онкологического центра. Пациенты и врачи сегодня ютятся в зданиях 60-70-х годов постройки. В палате по 7-8 больных, какой может быть настрой в такой тесноте?!
Мы по-прежнему не обращаем внимания на мизерные в некоторых регионах зарплаты врачей, покупаем для больных более дешевые лекарства-аналоги из Индии или Сирии, которые не оказывает желаемого действия.
Да, я согласен, лечение онкологии обходится весьма дорого нашему государству. Но это же человеческие жизни. Я думаю, если бы развитые страны хотя бы на 15% сократили свои расходы на вооружение и освоение космоса и направили эти деньги в медицину, то рак давно бы удалось победить.
АиФ-Юг: - Пять лет назад вы ушли из медицины. Чем занимаетесь сейчас?
Ю.Д.: - Знаете, бывших онкологов, как и спортсменов, не бывает. Ко мне до сих пор обращаются люди за советом по поводу клиники, лечения, диагноза. Я никому не отказываю, хотя денег за это, конечно же, не беру.
Сейчас мы строим монастырское подворье в Динском районе. Уже заложено три фундамента: для церкви в честь Благовещения, часовни Николая Чудотворца, часовни-колокольни Георгия Победоносца. Кстати, во всех начинаниях нам помогал митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор.
АиФ-Юг: - И напоследок, что бы вы пожелали нашим читателям?
Ю.Д.: - Всем вашим читателям я хотел бы пожелать здоровья и веры. Большинство проходит к вере только в печальные моменты своей жизни. Это неправильно. О Боге нужно помнить всегда, не таить зла на обидчиков.
С подлинной верой любые чудеса превратятся в реальность.