В последнее время сигналов о том, что где-то заложена бомба, заметно поубавилось. Однако несколько раз в месяц оперативники все-таки выезжают по ложным вызовам. «АиФ-Юг» решил выяснить, кто продолжает так «шутить» и какое наказание за это грозит.
Недетские шалости
- В школе заложена бомба, - прозвучал детский голос в трубке, и тут же послышались короткие гудки.
К подобным сообщениям полиции не привыкать. Как только на «02» поступает такой звонок, информация в считанные секунды доходит до МЧС, скорой помощи и ФСБ.
- Здание школы сразу же оцепляют. Из него выводят учеников. Уроки, конечно же, отменяются - а ведь именно этого чаще всего и добивается звонивший школьник, - рассказывает начальник управления по взаимодействию с правоохранительными органами администрации Краснодара Виталий Косенко, - Сначала заходит кинолог с собакой. Четырехлапый помощник, конечно, приучен искать взрывчатку, но случиться может всякое.
Например, учуял пес запах еды из какого-нибудь пакета и сел возле него – именно так животные обычно показывают взрывчатку. Кинолог еще раз проходит с собакой – и она во второй раз садится. Такое случается нечасто, но нужно быть готовым ко всему. В этом случае на место вызываются сотрудники ФСБ, которые и принимают решение ликвидировать подозрительный предмет с помощью водяной пушки.
Впрочем, как отмечают сотрудники правоохранительных органов, в последнее время среди лжетеррористов заметно уменьшилось число школьников и студентов. Ведь все прекрасно понимают, что за невинную шалость грозит исключение из вуза. А за школьников отнюдь нешуточный штраф заплатят их родители.
Публичное наказание
- Еще пять лет назад в Краснодаре был всплеск – мединститут «минировали» каждую субботу, - продолжает Виталий Косенко, - В результате удалось вычислить одного из студентов, который просто не хотел идти на лекции и таким образом срывал занятия. Открытое судебное заседание, на котором псевдоминеру огласили обвинительный приговор, состоялось в университете перед его однокурсниками. Минирования прекратились.
По статистике ГУ МВД России по Краснодарскому краю, треть «лжетеррористов» уже либо имеет судимость, либо стоит на учете. Половина звонивших находятся в состоянии алкогольного опьянения – возможно, этот фактор и толкает их на столь безрассудный поступок.
- Мотивы могут быть разные, - рассказывает сотрудник правоохранительной структуры (попросивший не называть его имя), занимающийся розыском «телефонных террористов», - Пожилые люди звонят редко. У них чаще причиной становится обида и непонимание…
Так в один из августовских вечеров на горячую линию МЧС позвонил житель Тихорецка и, представившись председателем ТОС поселка Советского, попросил соединить его с полицией, аргументировав это тем, что соседи чересчур шумят. Через несколько часов звонок повторился. На этот раз знакомый уже голос, не представившись, сообщил, что касса автостанции Тихорецка, расположенная на федеральной трассе, заминирована. Девушка сразу же сообщила «о предстоящем теракте» в полицию.
Однако звонок повторился. Тот же мужчина, явно в состоянии алкогольного опьянения, «подлил масло в огонь», сказав, что взрыв произойдет, как только приедет автобус. Девушка, как могла, удерживала на линии «лжетеррориста», чтобы оперативники смогли установить откуда поступает звонок. Разговор длился около часа. В ходе беседы мужчина признался, что является председателем ТОС и что в их поселке Советском множество проблем, которые не могут решить местные власти…
Пока 53-летний житель разговаривал с диспетчером, к месту его нахождения уже ехала группа задержания. Закончив разговор, мужчина вышел на улицу, где его уже ждали сотрудники правоохранительных органов.
Позвонить и отомстить
Нередко чувство мести движет людьми. Так в прошлом году в одну из районных поликлиник поступило сообщение о минировании. По «горячим следам» был задержан телефонный террорист. Им оказалась одна из санитарок поликлиники. За два дня до этого у нее произошел очередной конфликт с врачом. Женщина обиделась и решила вот так отомстить.
- Основной возраст звонивших от 20 до 35 лет.
В Краснодаре двое друзей распивали спиртные напитки, и тут один из них предложил пошутить, позвонив в ФСБ. Молодой человек набрал номер, а когда ему ответили, сказал первое, что пришло в голову: «В Юбилейном микрорайоне заминирован фитнес центр». Звонивших задержали в течение часа.
По словам самих сотрудников правоохранительных органов, их задействуют по каждому сообщению о готовящимся теракте. В этом году они выезжали на выезды около 20 раз. За весь прошлый год – 35 раз.
- Сейчас телефонный терроризм уходит в интернет, - считают они, - Ведь «шутники» прекрасно понимают, что звонок с мобильного будет вычислен в считанные секунды. В сети возможность не пойматься возрастает в разы. Тем более, есть программы, которые заведомо могут выдать неправильный адрес отправителя.
Например, приходит письмо о заминировании из какого-нибудь Камеруна. А на самом деле, человек сидит в офисе через дорогу от полиции… Впрочем, надежда «шутника» достаточно призрачна, правоохранители активно сотрудничают в т.ч. и с Интерполом, поэтому установить его личность дело времени. Раскрываемость подобных преступлений - больше 70%. Почти всех «лжетерористов» задерживают «по горячим следам» Но есть исключения.
В Адлере еще в 2009 году в милицию пришло письмо, написанное от руки печатными буквами о том, что если в определенное место в назначенное время не принесут миллион рублей, то в Сочи произойдет взрыв. Оперативники сразу же стали отрабатывать версии, которые успехов не принесли. И только через время в поле зрение милиции попала группа людей – 7 местных жителей, живущих как раз в этом районе и занимающихся сбытом наркотиков, причем, руководила ими девушка уже отбывавшая срок.
Были косвенные улики причастности их к этому преступлению. Следователи решили проверить и попросили одного из задержанных что-нибудь написать. Каково же было их удивление, когда почерковедческая экспертиза подтвердила 100% сходство. Тут молодой человек признался, что тогда им очень сильно нужны были деньги, вот они и решили таким способом «подзаработать». Написать-то написали, а вот идти за деньгами побоялись… Сейчас предприимчивый местный житель осужден.
Сколько стоит «шутка»?
Ущерб оценивается в сотни тысяч рублей. Так специалисты посчитали, что вызов в обычную школу стоит около 250 тысяч рублей.
- Больше 10 лет назад в Уголовном кодексе появилась отдельная статья «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма». Теперь за «ложное сообщение о готовящимся взрыве, поджоге…» «шутник» может заплатить штраф в размере 200 000 рублей, или даже лишиться свободы на срок до трех лет, - рассказали нам в пресс-службе ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
Какое же наказание остановит «лжетеррористов»? Пока этот вопрос остается открытым…
Ведь даже при нынешнем законе звонившие совершенно не думают о том, что за их «шутку» им придется расплатиться огромным штрафом и что еще страшнее лишением свободы.