Дорогие читатели!
«Аргументы и факты-Юг» запускает новый проект «Легенды Кубани», в котором будем рассказывать об истории нашего края, о легендах и преданиях, которыми славится наша земля. Ведь на протяжении многих веков здесь проживали сотни народов, каждый из которых оставил свой след.
Признаемся, что нами двигала не просто журналистская любознательность. Скорее озабоченность, что подрастающее поколение зачастую не знает ни своих традиций, ни обычаев. Несколько лет назад в школах Краснодарского края ввели новый предмет «Кубановедение». Сначала даже учебника не было, обучение строилось на каких-то обрывочных методических пособиях и самостоятельных работах.
Т. е. детям предлагали по заданной теме написать реферат и потом пересказать одноклассникам.
В поисках информации мучились и учителя, и дети, и родители.
А скептики и вовсе окрестили предмет «кубаноневедением».
Сегодня учебник существует. Но скажем честно - написан неинтересно и полного представления о Кубани не дает.
- Признаюсь, мы его и за предмет не считаем, - говорит краснодарская школьница Мария Алексеева. - Единственное, что мне за три года изучения показалось любопытным: Екатерина II подарила город казакам. Все остальное - послушали и забыли….
Чтобы помнить и не забывать историю родного края, мы предлагаем начать изучать ее вместе с нами. Наверняка каждая семья хранит предания и легенды, интересные истории, которые когда-то рассказали бабушки, дедушки, мамы или папы.
В жизни порой происходят невероятные вещи. А вдруг кто-то в чьих-то рассказах узнает себя? Или найдет родственников, которых искал много лет?
Двести лет спустя
Приведу свой пример. Выросла я в пригороде Краснодара, в поселке Тлюстенхабль. Мой дед был интересным рассказчиком, и я с удовольствием слушала различные байки, которых в запасе у него было немерено.
Например, там, где расположен поселок, раньше был лес, и в переводе с адыгейского окрестности назывались «место, где кормится волк». А первым человеком, поселившимся на опушке, был мужчина по имени Тлюстен, отсюда название и пошло.
Однако позже, когда поселение расширилось, его стали называть Султанским хутором. Потому что проживали здесь несколько княжеских семей. Но самыми именитыми были Хан-Гиреи, им большая часть села и принадлежала.
А глава семьи Султан Хан-Гирей состоял на службе у Николая Второго.
Но суть не в этом. Семья моего деда попала в эти места случайно. Его предки Бачемуковы жили в горах. Однако во время Кавказской войны был убит его прадед. А молодая жена осталась одна с двумя сыновьями на руках.
У братьев овдовевшей женщины созрел злой замысел - детей продать в рабство туркам, а сестру, которая слыла красавицей, удачно выдать замуж. Об этом прознала одна из родственниц убитого, которая проживала в Султанском хуторе. Тайком вывезла невестку с племянниками и поселила у себя.
С тех пор прошло почти 200 лет. В детстве я не понимала, почему по дедушкиной линии у нас так мало родственников, ведь у адыгов, как правило, многочисленные семейства. Это предание удовлетворило мое любопытство и, став взрослее, я рассказала об этой истории в одной из газет, где проходила практику.
Я уже и забыла про этот материал, когда однажды в дом моего деда пожаловала целая делегация из Шовгеновского района… Оказывается, это потомки той семьи, из которой два века назад увезли в Тлюстенхабль женщину с двумя сыновьями. Они тоже носят фамилию Бачемуковы.
Они, прочитав мою заметку, решили познакомиться с потерянным родственником. Так мой дед, как и полагается любому черкесу, обрел многочисленную семью.
Возможно, и в вашей семье хранится подобная история...
Запишите ее и пришлите в редакцию, (aifkrasnodar@gmail.com) мы опубликуем ваши письма на страницах нашей газеты. А самые интересные, на ваш взгляд, войдут в глянцевый сборник «Легенды Кубани», который мы планируем выпустить в конце года.
Кроме этого, мы расскажем о Тмутаракани, которая располагалась на Тамани, о Горгиппии, об истинном значении слова «Геленджик» и многом другом.
Терпи, атаманом будешь!
Главное для казака - соблюдать заповеди
История кубанского казачества насчитывает более двух сотен лет. Но традиции, заложенные предками, живут до сих пор. Поэтому проект «Легенды Кубани» мы начинаем с рассказа о них.
Что другим можно, нам нельзя?
- Казак не может называть себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи, - считает атаман станицы Старокорсунской Николай Островерхов. - Правда, наши неписаные законы не всегда трактуются правильно.
Беспощадные к врагам, казаки в быту были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. Поскольку люди мы православные, перво-наперво приучали детей к соблюдению заповедей: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, заботься о детях своих и родителях, помогай бедным, не обижай сирот и вдов, защищай от врагов Отечество.
Но прежде всего крепи веру: ходи в церковь, соблюдай посты, очищай душу свою через покаяние от грехов: если кому-то что-то можно, то нам нельзя - МЫ КАЗАКИ.
Чрезвычайно строго в казачьей среде соблюдались традиции, обычаи, поверья. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. По сей день сохранились традиции, которые отражают бытовые и культурные особенности казаков: уважительное отношение к старшим, гостеприимство, уважение к женщине (матери, сестре, жене).
Наравне с родителями казаки почитали крестного и крестную. На крестного отца возлагалась подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного.
Кстати, у черкесов, которые издревле были соседями кубанских казаков, тоже было нечто похожее. Чтобы мальчик не вырос изнеженным, именитые черкесы отдавали мальчиков на воспитание князьям, прославившимся в военном деле, пользовавшихся, уважением окружающих.
Такого наставника называли аталык. Парень жил в семье воспитателя до совершеннолетия, лишь изредка навещая родителей.
Взглядом все сказал
У казаков авторитет отца с матерью был непререкаем - без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня.
- Мне самому уже 56 лет, у меня дети, внуки, но до сих пор живу заповедями отца, - подтверждает атаман Островерхов.
- Он был для нас непререкаемым авторитетом. У нас были родственники, которые жили в Кабарде и знали кабардинский язык. Мы часто бывали у них в гостях, и когда дядя был недоволен женой, высказывал ей это на чужом языке.
Помню, отец ему тогда в шутку сказал: «ты тут по-кабардински ее воспитываешь, а моей жене одного взгляда достаточно, чтобы она поняла, что неправа». Понятно, что и мы, дети, слушали его беспрекословно.
Я 40 лет курил и наконец, решил завязать с этим делом. Сначала маялся, а потом вспомнил, каким отец был волевым, терпеливым человеком, и подумал: да что же я, не сын своего отца? И больше сигареты в рот не брал.
Своих троих детей воспитывал тоже в наших традициях. Все мы живем в одной станице, помогаем друг другу. И, несмотря на то что дети взрослые - по многим вопросам продолжают советоваться со мной.
Посланец Божий?
Еще одна известная поговорка гласит, что незваный гость хуже татарина. Любопытно, что у казаков незнакомец, постучавшийся в дом и нуждающийся в приюте и отдыхе, считался посланцем Божьим.
В шутливой казачьей застольной песне-частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубашке убогой - ала-верды, ала-верды».
Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе.
Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его.
У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. На хуторе, в станице у него обязательно находился дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или сослуживец, а то и просто житель, который его приютит.
На постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях. К чести казаков, этот обычай и в наше время не претерпел особых изменений.
Казак – значит вольный?
Быть справедливым - еще одна заповедь.
- Мой дед служил в царской армии, - вспоминает атаман. - Но во время революции перешел на сторону красных. Он видел страдания бедных и встал на их защиту. Это было вполне осознанное решение. Хоть и слывут казаки «горячими» ребятами, но издревле в них воспитывали силу воли. Решения должны приниматься только «холодной головой».
Кстати, пословица «терпи казак, атаманом будешь» появилась не зря. Хоть и произносится она зачастую в шутку, чтобы подбодрить того, кто переживает трудности, неудобства, боль. Но несет в себе глубокий смысл.
Заимствовано выражение из украинского и восходит к XIV-XVII вв., когда крепостные крестьяне, холопы, обнищавшие горожане убегали и селились на окраинах русского государства. Этих людей, не признающих никакой зависимости, и называли казаками, или вольными казаками.
Позднее вольные казаки стали особой сословной группой со своим самоуправлением из выборных лиц. Атаман - выборный начальник казачьего войска и военно-административной казачьей области в старину. Слово казак тюркского происхождения, буквально - «вольный человек».
В русском языке пословица стала популярной благодаря повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Терпи, казак, атаманом будешь! Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто все вытерпит».
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Испытания закаляют
Терпению и выносливости учили своих сыновей и черкесы. Существует такая легенда. Путник, которого ночь застала в дороге, попросился на ночлег в дом на окраине аула.
Надо сказать, что адыги (черкесы) тоже славятся своим гостеприимством. До недавнего времени в каждом дворе существовал хъачещ, где останавливались гости. Так же, как и казаки, адыги три дня кормили и поили гостя, прежде чем поинтересоваться, куда он следует и что его беспокоит.
Как и положено, хозяин пригласил путника в дом, накормил и уложил спать. Весь следующий день гость отдыхал, хозяин развлекал его разговорами. А когда стало темнеть, попросил сына принести свечу.
Мальчик вернулся и остановился с лучиной возле двери (по обычаям, он не должен был присаживаться в присутствии старших). Отец, не обращая внимания на парня, степенно продолжил разговор. Свеча догорела, горячий воск уже стекал по пальцам мальчика, но он терпеливо, стиснув зубы, ждал, когда отец обратится к нему.
Все это время гость недоуменно поглядывал то на одного, то на другого. Когда в комнате запахло паленым мясом, он все-таки не выдержал и обратился к хозяину:
- Разве тебе не жалко парня, скажи, чтобы он потушил свечу!
На что отец невозмутимо ответил:
- Жизнь пошлет ему и не такие испытания, и он должен быть готов к ним. Если он не способен вынести такой мелочи, какой же он мужчина? Пусть терпит!