Примерное время чтения: 7 минут
280

Без вины. И без земли

Земельные споры и их разрешение занимают у российских судов очень много времени. В немалой степени этому способствует традиционная для нашей страны неразбериха во взаимоотношениях разных структур и ведомств, например, судов и госрегистрации. Этим иногда пытаются воспользоваться разного рода ловцы удачи. В самом деле, если чужая собственность «плохо лежит», почему бы не сделать ее своей?

…Эта история началась 17 декабря 2009 года, когда Игорь Мелешко и Владимир Попов заключили договор инвестирования строительства. Целью проекта было совместное возведение двух зданий - складского и административно-торгового.

По условиям договора Попов, которому принадлежал участок площадью 7000 квадратных метров по ул. Заводской, 11/2, передал землю своему компаньону. Тот должен был построить объекты, а после их ввода в эксплуатацию здания предполагалось оформить в общую долевую собственность: 70% - Мелешко, 30% - Попову.

Позже, 4 августа 2010 года, в договор были внесены изменения. В соответствии с ними, Владимир Попов передал участок в собственность деловому партнеру. В свою очередь, Игорь Мелешко заплатил за землю 5 миллионов рублей. Таким образом, после реализации проекта он становился его единоличным собственником и правообладателем – это было справедливо как в отношении двухэтажных зданий общей площадью около 2500 квадратных метров, так и участка площадью 7000 «квадратов».

Под горячую руку

Однако позже встал вопрос о законности права собственности Попова на эту землю. Причиной этому послужила элементарная путаница. Или, возможно, чья-то невнимательность и даже халатность.

Дело в том, что примерно в это же время - 30 марта 2010 года - решением арбитражного суда Краснодарского края ОАО «Краснодарский кирпичный завод» было признано банкротом. В отношении предприятия была введена процедура конкурсного производства.

А незадолго до этого, 14 января 2009 года руководство завода заключило сделку по купле-продаже 17601 квадратного метра по ул. Заводская, 11 с ООО «Краснодарземстрой». Несколькими днями позже, 20 января того же года, эти стороны подписали аналогичные договор и по объектам недвижимости. Обе сделки краевой арбитраж признал недействительными 23 марта 2011 года. Под горячую руку фемиды попал и договор о купле-продаже между Владимиром Поповым и тем же ООО «Краснодарземстроем», заключенный 18 сентября 2009 года в отношении 7000 квадратных метров на Заводской, 11/2.

Без претензий

Об интересах Игоря Мелешко в пылу судебных разбирательств в арбитраже как-то позабыли, хотя как раз к нему-то никаких претензий не было.

Он выступал вполне добросовестным покупателем, не нарушавшим никаких законов. Это доказывает хотя бы тот факт, что право собственности Попова на земельный участок было подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 23 октября 2009 года. Сделка же между ними, в рамках которой Мелешко заплатил 5 миллионов рублей, это стоит подчеркнуть еще раз, состоялась 4 августа 2010 года.

И дело пошло по судам. В тяжбы очень легко быть вовлеченным, но из них крайне сложно быстро выбраться. Особенно – без потерь: финансовых, временных и моральных.

Суды, начавшиеся в 2011 году, шли в течение трех лет. И все это время Игорь Мелешко пытался доказать свое право на участок и, соответственно, выстроенные там объекты. Это было особенно важно, поскольку они вдруг оказались фактическим самостроем.

Между тем в рамках процедуры банкротства ОАО «Краснодарский кирпичный завод» шла распродажа собственности. Дошло и до того самого участка площадью 7000 квадратных метров.

Обязали и принудили

1 июня 2013 года ООО «ТД «Аттика» на страницах газеты «Коммерсант» сообщило о проведении торгов по продаже участка, якобы принадлежащего ОАО «Краснодарский кирпичный завод». В СМИ было сделано публичное предложение в отношении реализуемого имущества, то есть в форме оферты. Некий Алексей Плетников, по его утверждению, первым отправил заявку на участие в торгах. Однако ООО «ТД «Аттика», выступавшее организатором торгов, оставило ее без рассмотрения.

Это, по мнению Плетникова, было незаконно. Поэтому он подал в суд иск, где указал, что, так как заявка на участие в торгах является формой акцепта оферты, то и заключение договора купли-продажи должно быть обязательным. Как следствие Плетников попросил суд обязать управляющего ОАО «Краснодарский кирпичный завод» заключить с ним договор купли-продажи участка площадью 7000 квадратных метров.

И 5 февраля 2014 года Советский районный суд Краснодара принял решение требования Плетникова удовлетворить – принудить завод к продаже истцу земельного участка.

Выяснилось все случайно

Самое интересное то, что к тому моменту даже фемида признала свою ошибку: 17 декабря 2013 года было вынесено определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда. Именно за Игорем Мелешко признано право собственности на участок 7000 квадратных метров. А запись в ЕГРП о собственности кирпичного завода на этот участок наконец-то была погашена.

Здесь возникает масса вопросов. Например, почему в ходе судебного заседания 5 февраля была скрыта эта информация? Или вот еще: почему Игорь Мелешко, будучи полноправным собственником земельного участка, не был извещен о том, что в отношении его имущества имеется спор о понуждении к заключению договора?..

Кстати, сам Мелешко обо всем этом удивительном решении узнал совершенно случайно. Он отправился зарегистрировать право собственности на участок, получил выписку из ЕГРП и обнаружил, что земля находится под арестом, основанием для которого стало как раз определение Советского районного суда. Так все и выяснилось.

Пришлось вновь отправляться в суд. И 17 марта определением Советского райсуда заявление пострадавшего собственника было удовлетворено, а вердикт о понуждении ОАО «Краснодарский кирпичный завод» к заключению договора купли-продажи с Алексеем Плетниковым был отменен.

В апреле Игорь Мелешко смог наконец зарегистрировать право собственности на земельный участок и находящиеся на нем объекты недвижимости в ЕГРП.

Последний суд?

Однако Алексей Плетников продолжает всерьез биться за этот участок. И отступать не собирается. Теперь он обратился в президиум Краснодарского краевого суда с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда, считая его незаконным.

Между тем, сама его позиция кажется, мягко говоря, сомнительной, а обращение с кассационной жалобой - не обоснованным. Скажем, в соответствии с российским законодательством, вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением решений Верховного суда, могут быть обжалованы исключительно лицами, участвующими в деле, или теми, чьи права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

Но разве это можно сказать о ситуации с Плетниковым?.. Есть и другие моменты, которые недвусмысленно намекают на отсутствие у заявителя даже самого права обращаться в президиум Краснодарского краевого суда с кассационной жалобой. В свою очередь Игорь Мелешко обратился в администрацию президента, полпредство ЮФО и федеральные антикоррупционные ведомства.

…На этой неделе состоится очередной суд по делу, которое родилось, в общем-то, на пустом месте – исключительно благодаря неповоротливости системы правосудия и изобретательности охочего до чужого имущества человека. Восторжествует ли здравый смысл?..

PS. Редакция будет внимательно следить за процессом. О его ходе мы обязательно проинформируем наших читателей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах