Сейчас разгар арбузного сезона. На прилавках все одной масти - огромные, полосатые. Но многие помнят, что у нас первым появлялся «Огонек». В августе шел «Король Кубани» - сочный, сладкий, вкуснющий. Куда исчезли эти сорта? Это мы выясняли у известного кубанского селекционера Николая Цыбулевского.
Королю вернули имя
- Николай Иванович, так куда делись некогда знаменитые сорта?
- Да никуда они не делись. И «Огонек», и «Короля» мы недавно смолотили. Сейчас «Король Кубани» называется «Монастырский». Этому сорту более ста лет. Выращивали где-то в монастырях в Славянском районе, после революции назвали «Король Кубани», в 30-е годы стал «Любимец Краснодара». Сейчас мы вернули старое название. Вообще это сорт народной селекции.
- Ну и почему же его сегодня не выращивают в больших объемах, может, капризный?
- Да нет, наоборот. Бывало, все погибнет, а он выстоит. Но стал проигрывать по окраске мякоти импортным гибридам.
Сейчас же западные мерки. Но то, что идет с запада, для нас неприемлемо. Мне еще 10 лет назад говорили: «Не путайся под ногами, что ты понимаешь, мы Россию с колен поднимем».
Подняли… Наше семеноводство загублено, НИИ позакрывались. Был Союзсортсемовощ, который выступал основным заказчиком, было финансирование. Сейчас нет такой организации, соответственно, нет и контроля за тем, что и как выращивается.
А нынешнему производителю нужны в первую очередь форма, окраска, транспортабельность и, конечно, урожай. Этим стандартам соответствуют импортные гибриды. Их фермеры и закупают. Нам, к великому сожалению, рынку нечего предложить, объемы мизерные. У нас же на все про все 3 гектара арендованной земли.
По гектару на арбузы, дыни и тыкву. Наука сегодня держится на чистом энтузиазме. Ну посудите сами: зарплата ведущего научного сотрудника 6800, у меня, со всеми надбавками, еле набирается 12 тысяч. Кто пойдет на такие деньги? Вот держатся пока старые кадры, а смены нет…
Хранители генофонда
- Получается, что в производстве качественного продукта никто не заинтересован?
- Сейчас остро стоит вопрос продовольственной безопасности страны. Случись какой-либо форс-мажор, мы можем остаться без семян. Задача, которая перед нами стоит, сохранность оригинального материала, т. е. генетический первоисточник, которым в любой момент можно воспользоваться. Семена бахчевых и тыквенных, к примеру, хранятся по 10 - 12 лет.
- Вы селекционер с огромным стажем, а сколько лет нужно, чтобы вывести новый сорт?
- Вся жизнь… Как минимум, лет 10-12. Сначала отборы, 3-4 поколения, затем еще года 3 станционные испытания, еще 3 года на доводку. После этого сорт патентуется. За это дело в прежние времена еще и деньги платили. За свой сорт дыни «Золотистая» получил 8000 рублей. Тогда это большая сумма была. А сейчас ничего.
Мои зарубежные коллеги говорят: «Ты, Николай Иванович, наверное, миллионер, столько сортов вывел». Что тут ответишь… «Ницу» знают по всей стране, правда, думают, что какое-то отношение к французской Ницце имеет. А это мои инициалы.
- А бывает, что сорт не удается? Почему это происходит?
- Конечно, бывает. Значит, пошел не тем путем, неправильный отбор сделал.
И десять лет насмарку… Мой наставник, ученый-бахчевод еще дореволюционной школы Кревченко Леонид Елпидифорович, учил правильно смотреть, правильно скрещивать… Наверное, хорошо учил, раз я вывел более трех десятков сортов. Селекционер - это, конечно, штучный товар, чутье должно быть развито.
Вернуть помидор, который пахнет
- А по приказу можно сорт придумать?
- Было такое. Партия сказала: нужен сорт тыквы для механизированной уборки. Конструкторы, дескать, над машиной уже работают.
К слову, до сих пор работают… А мы поднатужились и выдали такой сорт, тыкву «Прикорневую», она чистенькая, растет рядками, убирать одно удовольствие.
Сейчас тыквенное направление стало развиваться, но… завозят материал из Китая. Наши не нужны… В Европе большой популярностью пользуется тыквенное масло, у нас оно очень дорогое, по тысяче за бутылочку… На Кубани тыкву австрийцы выращивают, построили завод и увозят масло к себе. Им выгодно…
- Но элитные сорта пока в ваших хранилищах, а мы имеем овощи, фрукты дубовые, без вкуса, запаха. Мы хоть помним, а нашим детям так и не попробовать настоящего помидора, арбузов, пахнущих летом, солнцем?
- Я оптимист, иначе бы не занимался селекцией 45 лет. Верю, что на наших столах скоро появятся настоящие, проверенные временем, лучшие кубанские сорта. Народ уже вдоволь насытился гибридными суррогатами, производитель не может же бесконечно «втюхивать» такой товар.