aif.ru counter
359

«Чёрная пятница»: выгода или обман? Как не разориться на скидках в магазине

Ежегодно «Чёрная пятница» выпадает в промежуток с 23 по 29 ноября.
Ежегодно «Чёрная пятница» выпадает в промежуток с 23 по 29 ноября. © / pixabay.com

Каждый год в конце ноября в мире проходит «Чёрная пятница» - начало тотальных распродаж во всех потребительских сферах. Многие ждут этого дня для штурма магазинов, другие относятся к масштабным скидкам на вещи и услуги с недоверием. Оттого ровно в эту же дату принято отмечать и совершенно противоположный по смыслу праздник-акцию – Международный день отказа от покупок. Активисты, выступающие против общества потребления, призывают всех отказаться от любых приобретений хотя бы на сутки. Аргументируя это тем, что во время начала рождественских распродаж магазины получают до 50 % своей годовой выручки, а в массовых давках в крупных торговых центрах даже гибнут люди. «АиФ-Юг» решил при помощи экспертов и любителей экономии разобраться в плюсах и минусах последней пятницы ноября.

Новая старая цена

Предприниматель Елена Колокольцева несколько лет назад работала продавцом в модном сетевом бутике одежды в одном из торговых центров Краснодара. Она подтвердила, что ценники во время тотальных распродаж, как правило, не снижали, а порой и вовсе завышали.

«В то время, когда я работала, нас перед периодом скидок просили доставать «из чулана» коллекции двух-, трехлетней давности, - объясняет Елена. – Эти вещи мало того, что были неактуальны, так еще и пахли затхлым, некоторые были испорчены. Тогда в ход шли отпариватели, освежители. «Барахло» приводили в более-менее приемлемый вид, красиво выкладывали рядом с дорогой обувью или сумками. Снабжали современными аксессуарами… При такой подаче они смотрелись неплохо. Удивительно, но даже изысканные на вид барышни могли подраться, стоя у раздевалки, за «джинсы» из стрейча, которые года три, как вышли из моды».

«Ко дню распродаж готовятся многие компании, выставляют передовые товары, ходовую продукцию, - говорит маркетолог Азамат Исянчурин. - Раньше у «Чёрной пятницы» действительно была подпорчена репутация, когда бренды задирали цены накануне, а потом их якобы опускали. В этом году ожидается, что скидки будут реальные».

Трюк с ценами уже давно распознали и обычные покупатели.

«Некогда было выбраться в магазин, решила купить вещи в интернете: с доставкой и примеркой. С экрана монитора посыпались выгодные предложения, – рассказывает Наталья Петухова. - Я «повелась», помимо платья захотела ещё приобрести игрушки ребёнку. Отправила в корзину товары с хорошей скидкой, а потом перепроверила цены. В поисковике набрала наименование, артикул. В итоге обидное разочарование! Интернет-магазин вдвое поднял «старую» цену и сделал на неё скидку в 20-30-50 %. На некоторые вещи товар со скидкой выходил даже дороже, чем обычно».

Зачем устраивать «Чёрную пятницу»?
Обычай устраивать распродажи в этот день из XIX века, а сам термин появился в 1966 году и поначалу употреблялся в основном на Восточном побережье США. Современная трактовка этого термина в английском языке связана с идиомой in the black (положительный баланс). Из-за того, что День благодарения приходится на четвёртый четверг ноября, «Чёрная пятница» выпадает в промежуток с 23 по 29 ноября. Это не официальный праздник, но многие работники берут отгулы. В этот день магазины открываются около пяти утра, а некоторые крупнейшие торговые сети - в полночь.

Ликбез по интернет-шопингу

«Большую прибыль получают во время распродаж не только магазины, но и многочисленные мошенники, - рассказывает маркетолог Ангелина Цой. – К примеру, популярны сайты-клоны. В прошлом году у самого известного китайского сайта-магазина к ноябрю появилось не меньше 500 поддельных страниц, которые успели обмануть сотни тысяч посетителей на десятки тысяч рублей. И это только самые простые способы нажиться. Есть еще фишинговые сайты и прочие вирусные программы».

Неудивительно, что интернет-продажи с каждым годом становятся популярнее. Потому сегодня нужно с осторожностью пользоваться услугами онлайн-магазинов.

«По некоторым оценкам, к 2020 году только с мобильных устройств будет совершаться 45 % покупок в интернете, - комментируют ситуацию в Роспотребнадзоре. - Неопытного покупателя могут поджидать «ловушки». Вот несколько советов, в каких случаях надо быть особенно внимательным.

Во-первых, если продавец предлагает оплатить и доставить товар наложенным платежом, важно помнить, что содержание посылки покажут на почте только после оплаты. Будьте вдвойне осмотрительны, если посылку отправляет физическое лицо. Товар, полученный с условием об оплате наложенным платежом (в случае если он по какой-то причине не устроит покупателя) нужно возвращать продавцу. Расходы на пересылку товара обратно несёт покупатель.

Важно следить за ходовыми товарами, отслеживать цену, исследовать ведущие интернет-площадки.

Во-вторых, следует удостовериться, имеется ли на сайте информация о реквизитах продавца: фирменное наименование, адрес, режим работы, ОГРН/ОГРИП. Будьте бдительны, если сайт привлекает «самыми низкими ценами», но оплата товаров возможна только одним способом - безналичным расчётом.

В-третьих, не переводите деньги на банковскую карту физического лица. Поинтересуйтесь, придет ли вам на почту электронный чек. В чеке должен быть указан адрес сайта продавца.

В-четвёртых, покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после - в течение семи дней. Если информация о порядке и сроках возврата не предоставлена в письменной форме, покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара».

«Изучите цены»

«Покупателям я рекомендовал бы изучить цены на интересующие товары до дня распродаж, - советует Азамат Исянчурин. - Есть площадки, где можно отлеживать цену, сравнивать. 

К примеру, «Яндекс. Маркет» фиксирует динамику стоимости периодически в течение года и в разных магазинах. Эти данные открыты. И если разница действительно есть, покупать.

Советую следить за ходовыми товарами, отслеживать цену, исследовать ведущие интернет-площадки.

Можно сделать выгодные покупки на китайских и западных платформах. Обычно, там бывают хорошие скидки.

Если отправляетесь в реальный магазин, то тоже можно заранее посмотреть цены в интернет-версии. Увидев вещь вживую, есть большой соблазн купить ее. Само соприкосновение с товаром имеет некоторый «магический» эффект.

Там же можно поддаться и на ухищрения продавцов. Например, когда товары намеренно «раскиданы» по магазину, в корзине с распродажными перемешаны неакционные. А если уже в руки покупатель взял вещь, положить её обратно сложнее».

Насколько распродажи выгодны самим продавцам?
«Черная пятница» - это возможность заработать живые деньги, сделать за один день большую выручку, - рассказывает владелица франшизы одного из известных сетевых магазинов Ирина Штаер. - Такие распродажи устраивают один-два раза в год, либо в конце осени, либо в начале весны. Почему именно ноябрь? В плане продаж, этот месяц считается провальным. Почему так происходит? Мы провели небольшой мониторинг и поняли - люди заранее готовятся к сезону. Как правило, к этому времени на осень-зиму они уже скупились, к Новому году еще не начали готовиться. Но когда дело касается скидок, причем значительных, почему нет? И это реально выгодно. У меня магазин небольшой, но продажи в «Чёрную пятницу» увеличиваются в 10-15 раз. Да, мы делаем большие скидки – до 50 %, но зато получаем живые деньги. И распродаем мы старую коллекцию. На новую скидки обычно не распространяются. Кстати, лично я не жду дня X. Распродажу объявила за неделю до «официальной» даты. Возможно, это привлечет дополнительных клиентов. Кстати, мы поняли, что люди заранее присматривают себе какие-то вещи, но не сразу их покупают – ждут «Чёрной пятницы».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество