Любимец кубанской публики Краснодарский молодежный театр отпраздновал на днях свое 20-летие. Дата была подана под соусом юбилея, что можно понять, так как сегодня у Молодежки, если честно признаться, период не самый радостный в жизни. И доживет ли театральная гордость Кубани до очередного юбилея, уже никто не загадывает.
В свое время Леонард Гатов не жалел для своего ненаглядного дитя ни подарков, ни денег, ни любви. Там ставили такие корифеи-режиссеры, как Адольф Шапиро, Михаил Бычков, Владимир Мирзоев… Одним словом, театр гремел, звучал и сиял. Но после смерти Леонарда Григорьевича всё изменилось.
Его вдове Татьяне Гатовой этот коллектив, в общем-то, оказался, как показывает время, не очень нужным: главным ее пристрастием всегда было шоу. Не зря любимым режиссером у Татьяны Михайловны является главный балетмейстер Музыкального театра Александр Мацко (очень активно внедряемый в театр), которому позволь, так он и «Войну и мир» Толстого может превратить в псевдомаскарадный фантом.
К тому же совсем недавно административно-руководящий корпус ТЮЗа подвергся решительной «реорганизации». На пост директора назначен бывший музейный работник Владимир Гречко, а известный в прошлом теледиктор и ныне популярный ведущий всяческих корпоративных вечеринок Сергей Кожанов так и вовсе стал художественным руководителем театра.
Согласитесь, ход очень неожиданный и странный! Видимо, Владимиру Рогульченко, много лет возглавлявшему коллектив, ничего другого не оставалось, как покинуть Молодежку. А ведь за 17 лет он смог собрать, воспитать интересную, талантливую труппу, сам очень много ставил, и небезуспешно.
Будучи человеком образованным, эрудированным, с большим вкусом, главный режиссер создавал эстетский театр, очень тонкий, одухотворенный. Кстати, их тандем с Гатовым был сложным, но плодотворным. Сегодня же ориентиры Молодежного кардинально меняются, и, увы, совсем не в сторону художественных терзаний и изысканий.
Радует, конечно, оптимизм Татьяны Гатовой, уверяющей, что театр перерастет, переболеет и работать будет по своему назначению, то есть на молодежную аудиторию, а именно старшеклассников. Однако труппу от всех этих перипетий и заявлений, конечно же, лихорадит, так как, привыкшая к высокому искусству и поклонению, она совсем не вдохновляется перспективой в скором времени перелицеваться в банальные массовики-затейники.
Артисты даже пытались как-то повлиять на ситуацию, разослали письма главе города, в администрацию края… Но 20-летие театра еще раз показало истинную картину отношения к юбиляру.
Поздравлять коллектив пришли вовсе не первые лица города и края. И хоть актеры Молодежки и изображали радость именин, активно работая веслами на фантазируемом корабле, но натянутая атмосфера чувствовалась во всем, даже в сиротливо-одиноких розочках, преподнесенных артистам.
И уже ни гордо сделанное администрацией города сообщение о заложенных на будущий год двух с половиной миллионах на премьерные спектакли, ни дипломы и грамоты, ни поздравительные номера коллег из краевого театра кукол, академической драмы и т. д. особо настроения никому не подняли. У праздника был привкус горечи, разочарования, обиды и тотального неверия в обещанное руководством «Премьеры» светлое будущее.
К сожалению, Молодежный лишился сегодня главного – духовного и творческого лидера, той личности, того рулевого, который бы вел этот корабль к новым неизведанным землям.
А ведь театр для нашего региона по-своему уникален, нужен, и, если уж на то пошло, о чем особенно любит говорить Татьяна Михайловна Гатова, именно в вопросе воспитания – не развлечения, а именно воспитания молодежи. Где еще новое поколение может соприкоснуться с проблемами, которые всегда поднимала мировая классическая литература?!